Вход Господень в Иерусалим: Вербное воскресенье

Всего неделя отделяет этот праздник от Воскресения Христова – Пасхи. Спаситель торжественно въезжает в Иерусалим под возгласы: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!», но только Он один знает, что ждет Его впереди. Какое значение имеет Вербное воскресенье, как еще называют Вход Господень в Иерусалим, для всех верующих?

Верба как главный символ праздника

Для начала необходимо разобраться, почему этот праздник называют Вербным воскресеньем, а также Неделей вайи или Неделей цветоносной, цветной. Уже наслышанные о чудесах, которые творит Иисус Христос, и бывающих в наше время, люди ожидали Его появления после воскрешения Им Лазаря. Многие после этого уверовали в Мессию и толпились у входа в Иерусалим, чтобы отдать почести Тому, Кто пришел для их спасения.

Они постилали под копыта осленку, на котором восседал Спаситель, свои одежды и пальмовые ветви. Последние имели для иудеев особое, ритуальное значение и использовались в осеннем празднике Кущей. В суровом российском климате пальмы не растут, поэтому у нас принято встречать Спасителя тем, что расцветает и пускает почки в это раннее весеннее время – вербой. Отсюда и пошло такое знакомое и привычное всем название праздника.

Когда отмечается Вербное воскресенье?

Православные христиане отмечают его спустя две недели после Благовещения Пресвятой Богородицы и ровно за неделю до Пасхи, то есть в шестое воскресенье Великого поста. Праздник относится к двунадесятым и входит в двенадцать важнейших церковных праздников, хотя в отличие от них он не имеет предпразднства и попразднства.

Традиции праздника

До X века этот праздник отмечали вечером, причем с большим размахом. Епископ садился верхом на осла, подражая Иисусу, и чинно шествовал по Иерусалиму, а верующие встречали его и клали под копыта ослу пальмовые ветви. В Константинополе была традиция встречать подобным образом патриарха, въезжающего в город верхом на жеребце, но постепенно праздник все больше приобретал хорошо знакомый нам вид.

Что касается сегодняшних традиций, то идя встречать Бога с вербой, мы освящаем свои букетики в храме, а после несем их домой и храним как особую святыню. Можно поделиться ею с другими верующими, которые по какой-то причине не смогли попасть в храм на богослужение. Наши предки даже лечили веточками освященной вербы всевозможные болезни, хлеща человека по спине и приговаривая: «Не я бью, верба бьет!»

Многие спрашивают: «Что делать с уже засохшими веточками»? Можно хранить их за иконами в святом углу, а можно самостоятельно сжечь, либо пустить в реку с чистой водой. Если такой возможности нет, отнесите засохший букетик в храм, чтобы служители сами сделали все, что полагается делать с такими вещами.

Почему осел?

Надо сказать, что Иисус Христос выбрал для своего торжественного входа осла далеко не случайно. Из Библии мы знаем, что Он поручил своим ученикам привести к нему ослиху и осленка, на которого никто и никогда не садился – так исполнилось пророчество пророка Захарии. Осел – животное мирное, спокойное. Да, при желании Спаситель мог выбрать сильного и красивого жеребца, но своим выбором Он только лишний раз показал свое смирение, уничижение. Вспомним стихотворение Тимура Кибирова: «… А наш-то на ослике — цок да цок – Навстречу смерти своей…»

Люди встречали Его как царя, они верили, что с Его приходом их жизнь изменится, и хотя истинного смысла происходящего они не понимали, Бог вложил в их уста слова: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» Фарисеям это не понравилось, и они стали просить Христа, чтобы Он запретил людям восхвалять себя. На что Спаситель сказал: «Если они умолкнут, то камни возопиют».

Иконография праздника

Изображения этого библейского события встречаются повсеместно. Самые древние датируются IV веком и обнаружены на саркофагах. Чаще всего Спасителя изображают восседающим на осле в окружении учеников и детей. Дорога перед Ним устлана пальмовыми ветвями, а у входа в город толпится народ. Для палеологовской эпохи характерна новая иконография: восседающий на осле Спаситель смотрит назад, на апостолов. Этот сюжет стал основным в русском искусстве XV столетия.

Что значит праздник для православных верующих?

Современники Иисуса Христа не знали, а мы то с вами знаем, что последует за входом Спасителя в Иерусалим. Сегодня Ему под ноги бросают пальмовые ветви, встречают возгласом: «Осанна!» и чествуют как царя, а уже через несколько дней те же самые люди будут скандировать: «Распни его, распни!» Праздник на самом деле очень грустный, ведь так ждавшие Мессию люди не приняли Его. Они ждали от Него совершенно другого – освобождения от римского угнетения,лучшей доли, земных радостей, а получили то, что еще предстояло переосмыслить и принять.

Сегодня перед каждым из нас, идущим в храм с вербой в руке, стоит та же самая задача. Чего мы ждем от этой встречи? Чего хотим? Бог исполнил дело спасения рода человеческого. Он принес себя в жертву ради нас, но принимать ее, или нет, мы решаем сами. Поправ смертью смерть, Он подарил нам вечную жизнь, которая гораздо дороже всех земных радостей.