Святые мощи

Их почитают, к ним едут, к ним прикладываются, их разделяют на частицы и помещают в иконы. Речь о мощах святых, причем самых разных – мучеников, преподобных, блаженных, юродивых и других. Что это за феномен такой, и как предписывает относиться к святым мощам Церковь?

Мощи святых: не только тела

В представлении большинства из нас мощи – это мумифицированные тела, не подвергающиеся тлению. Сам термин «мощи» в славянском языке означает «кости», ведь в древности люди верили, что вся сила и мощь человека заключаются не в мышцах, а скелете. В греческом и латинском языках «мощи» имеют близкое значение к «останкам», но под останками можно понимать не только то, что осталось от тела после смерти, но и что осталось после жизни, что так или иначе соприкасалось со святым – его вещи, предметы быта и пр.

Почему Церковь почитает мощи святых?

Все мы знаем, что главной целью Иисуса Христа и его учения было спасение души. Он обещал людям Царство Небесное и говорил, что настоящая жизнь начинается после смерти, когда душа покидает свою телесную оболочку. Вроде как она ей уже за ненадобностью, тогда почему мы так почитаем мощи святых? Все дело в том, что святость не может затрагивать только душу, она неминуемо распространяется и на тело. Как грехи отражаются на состоянии нашего здоровья, например, грех пьянства, так и праведная жизнь с ее бдениями, молитвами и постами также отражается на состоянии нашего тела.

Иисус Христос говорил, что «тело – это храм Святого Духа». Он призывал не осквернять его грехами, помнить об образе Божьем, по которому все мы созданы. Тела святых – это храмы Живого Бога, благодать которого присутствует в них и после телесной кончины. Все мы слышали о чудесах, которые начинали происходить у тела почившего праведника. Их творит Сам Господь от него и через него, свидетельствуя о его особой, угодной Богу жизни. Точная формула почитания мощей была установлена на 7-ом Вселенском Соборе, но свидетельства их почитания мы находим гораздо ранее.

Первые мощи святых

Первыми святыми мощами были останки христианских мучеников, гонимых и пострадавших за веру в первые века христианства. Напомним, что само христианство как таковое считалось ересью, поэтому его последователей преследовали и физически уничтожали – бросали на съедение диким зверям, убивали другими зверскими способами. Их обглоданные кости, фрагменты тел, прах и пепел подбирали единоверцы и благоговейно хранили, либо захоранивали в пещерах – катакомбах. Для первых христиан они были «честнее многоценных камней и дороже золота», ведь через них они освящались благодатью, обитающей в теле мученика.

На их захороненных в катакомбах останках служили первые литургии, причем эта традиция сохранилась и сегодня. Так называемый антиминс – четырехугольный плат, который покрывает престол в алтаре современного храма, содержит в себе частичку святых мощей, и без этого плата священник не имеет право совершать Божественную литургию. Так Церковь как бы подтверждает, что служба проходит во всей ее полноте, с участием как мертвых, так и живых членов, ведь для Бога все живы.

Формы почитания мощей святых

Дань их святости выражается в:

  1. Благоговейном собирании и хранении. Если верующие хранят мощи неблагоговейно, то Господь может их забрать. Так случилось с головой Иоанна Предтечи, которую забрали у двух нерадивых монахов, ее хранивших.
  2. Торжественном открытии и перенесении.
  3. Установлении особых празднеств в честь обретения и перенесения.
  4. Строительстве над мощами храмов, часовен, монастырей.
  5. Возложении частиц мощей в основание престолов и антиминсов.

Как определяется святость мощей?

Многие думают, что главным признаком святости мощей является их нетление, но это не так. К слову, на Афоне нетленность останков – это признак греховности, а не святости. Существует даже такое понятие, как «антимощи». Случай явления «антимощей» зафиксирован как раз на Афоне. Случилось трем монахам служить службу вместе с католиками, что было нарушением церковных правил. Когда они почили, так и не раскаявшись в своем грехе, то превратились в мумии с вытаращенными глазами и длинными ногтями – до того жуткие, что братия не решалась прикасаться к ним.

Как же тогда определяют святость мощей? На основании свидетельства о них самого Бога. Дар чудотворений – как при жизни, так и после смерти – самый главный критерий, но не только. К другим признакам святости относят праведную жизнь, мученическую смерть за Христа, большие заслуги перед Церковью и т.д. В любом случае это дело не одного дня и даже месяца. Специальная комиссия проводит расследование, собирает материалы и свидетельства очевидцев, а иногда возникает необходимость в проведении историко-канонического анализа. Это касается древних мощей, для подтверждения святости которых сначала необходимо определить возраст.

Один из самых популярных методов – радиоуглеродный. Именно его применяли для исследования главы пророка Иоанна Крестителя. Анализ показал, что возраст черепа составляет 2000 лет, а антропологический анализ помог определить возраст умершего и его расовую и национальную принадлежность. Так, благодаря работе специальной комиссии были обретены и мощи преподобного Серафима Саровского, которые были утеряны в годы безбожной Советской власти. До сих пор изучаются останки Царской семьи Романовых, пополняясь все новыми фактами и свидетельствами.

Как относиться к святым мощам современным христианам?

Как тогда, так и сегодня – с благоговением и почтением. Каждый храм, каждый монастырь или приход старается получить святые мощи, поэтому их традиционно разделяют на маленькие кусочки, отправляя в разные епархии. Чем более велика слава почившего святого, тем больше храмов и монастырей захотят иметь частичку его мощей. Церковь знает немало примеров, когда святые мощи выкрадывали, как было, например, с мощами Николая Мирликийского Чудотворца. Некоторые обители стараются законным путем подтвердить свое право на хранение тех или иных мощей. Например, мощи апостолов Петра и Павла были обретены в Риме, а посему этот город считается их «родиной» и обладает особым правом на хранение.

Прознав о совершаемых возле раки или частиц святых мощей чудесах, люди стремятся приложиться к святыне, получить просимое или избавиться от болезни. В этом нет ничего предосудительного, ведь именно это свойство – творить чудеса подтверждает святость мощей, но будем помнить, что как и в случае с мироточивыми иконами и другими образами, исцеление нам дарует не изображение, не картинка и не частичка тела или одежды, а Господь по молитвам праведника, к которому мы обращаемся за помощью. Помогай вам в этом, Господь!