Причащающиеся недостойно: как подходить к Чаше?

В своем послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Но человек должен испытать себя, тогда может он вкусить от хлеба и испить от чаши. Ибо тот, кто ест и пьет, навлекает суд на себя, если ест и пьет недостойно, не признавая значения Тела Господнего. По этой причине есть среди вас много людей, кто слаб и болен, и многие умерли» (1-е Коринфянам 11:28-30).

Смерть = причащение?

Казалось бы, Господь наш Иисус Христос повелевал нам вкушать Его Кровь и Тело «во освящение и очищение грехов», а тут ближайший его ученик говорит, что вкушающие от хлеба и испивающие от Чаши болеют и умирают. Более того, в Евангелие сказано, что во время установления Таинства Евхаристии на Тайной Вечери сатана вошел в Иуду как раз с хлебом и вином, то есть Божественной кровью и телом. Как такое вообще возможно!?

Но обратим внимание на важную оговорку. Апостол Павел говорил о том, что болезни и смерть настигнут «причащающихся недостойно». Но что это означает? Давайте разбираться.

Нарушая заповеди, можно умереть

В Новом Завете мы находим немало мест, где Иисус Христос говорил о смерти духовной. Он называл грешников «живыми мертвецами», тело которых живет, а душа давно мертва. Кроме того, Он предрекал духовную смерть тем, кто нарушает заповеди. Пренебрегающий ими человек умирает, как «умер» в раю Адам и «умерла» его жена Ева, вкусившие запретный плод. Примечательно, что самая первая, полученная от Бога заповедь, была связана с едой.

Адам и Ева не отравились, а «оторвались» от Бога, и смерть их была духовной, а не телесной. Собственно, любой из существующих грехов – смертный или какой-либо еще убивает душу, а покаяние в нем – возрождает ее, вот почему причастие Святых Христовых Тайн всегда предваряет исповедь. В очищенную, освобожденную душу Христос входит легко и свободно, ведь человек постарался, чтобы приготовить там для Него место. Если он исповедь проигнорировал или исповедался формально, то духовной пользы от причастия он не получит, и даже получит вред вместо пользы.

Причащаться нельзя отказаться: где ставить запятую?

С одной стороны, нам говорят, что мы все причащаемся недостойно, что несмотря на исповедание своих грехов мы все равно остаемся грешными, но это не повод отказываться от Святых Даров. Жертва принесена, Кровь и тело Христовы приготовлены, и от этой трапезы отказываться нельзя. Это все равно что прийти на день рождения к другу и сидеть за столом, ничего не беря в рот.

С другой стороны, священники не раз сталкивались в своей практике с прихожанами, которые подходили к Чаше «за компанию», походя, «на всякий случай». Они и сами себе не могли толком объяснить, что они делают, и зачем им это надо. Родители причащают маленьких детей, чтобы не болели, приводят престарелых родителей перед операцией, чтобы все прошло благополучно. Некоторые после причастия и вовсе позволяют себе непристойные шутки, касающиеся опьянения и пр. Можно ли считать их достойными той жертвы, которую принес за них Христос? Вряд ли. Ожидая от причастия какого-то магического эффекта, они могут столкнуться с обратным результатом.

Есть и еще один важный момент, о котором стоит сказать особо. В молитвах «Последования ко святому причащению» сказано: «Первее примирися тя опечалившим». Что это значит? Это значит, что с обидой в душе подходить к Чаше нельзя. Неважно, кто кого обидел – вы или вас. Вы должны сначала примириться с этим человеком, а уже потом подходить к причастию. Самое главное – это сделать первый шаг. Если вы попытались, но вас не простили, то это уже не ваш груз, не ваши, если можно так выразиться, «проблемы». Это остается на совести другого человека, а вы уже можете с чистым сердцем подходить к причастию.

С Богом и в Боге

Для достойного причащения важнее всего, как говорит апостол Павел, «признавать значение Тела Господнего». Необходимо иметь «рассуждение» о Нем. Не различая, не разбирая, не понимая, что за обычным хлебом и вином скрывается Сам Бог, Который может как уничтожить, так и поднять его до уровня святости, человек очень сильно рискует. Необходимо хорошо подумать и решить, для чего вам причастие? Зачем? Чего вы от него ждете? Любой ответ кроме «хочу, чтобы Христос занял свое место в моем сердце», будет неправильным.

Лучше не обманывать себя и дать себе время разобраться в православном вероучении, понять его истинный смысл и законы, а уже потом принимать участие в Таинствах Церкви. Если для вас поход в храм – это скорее ритуал, чем духовная потребность, если вы пока ограничиваетесь покупкой свечей и освящением куличей, то лучше не спешить. Если вам интересно, пообщайтесь с батюшкой, воцерковленными прихожанами, почитайте 5 самых полезных для чтения духовных книг, другую литературу на века, авторов, открывших миру Христа.  Христианство – это не магия. Это жизнь с Богом и в Боге, что необходимо и важно понять. Помогай вам в этом, Господь!