Почему священников называют отцами?

В Евангелие Христос говорит: «… и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах…» (Мф. 23. 9). Судя по Его словам, мы не имеем права называть священников «отцами», да и они сами не в праве требовать этого от своей паствы. Почему же христиане нарушают наказ Христа? А может быть у этой фразы какой-то иной смысл?

Законные отцы и учителя Церкви

С первого момента возникновения Церкви Христовой ее основатели – апостолы начали именовать себя «отцами», «учителями» и «наставниками». В своем послании к Коринфянам апостол Павел говорит так: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:15). В своих обращениях они именуют народ «дети мои», что само собой предполагает взаимное обращение «отец».

Было ли у них такое право? Напомним, что Иисус Христос говорил апостолу Петру: «… говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). То есть пламенная вера апостола Петра стала основанием для создания Церкви, а значит все его преемники – современные священники, имеющие такую же пламенную веру, являются законными продолжателями учения Христова.

Отцы и учителя вне Закона

Однако из песни слов не выкинешь. Иисус Христос действительно говорил о том, что никому нельзя называться «отцами». Но чтобы понять смысл Его слов, нужно знать, к кому они были обращены. А обращены они были к тогдашним религиозным учителям народа – книжникам и фарисеям. Напомним, что это были непререкаемые авторитеты, знавшие Закон Божий и следившие за его исполнением. Начитанные, образованные, она составляли обособленную элиту иудейского общества, причем элиту не с сегодняшней, а духовной точки зрения. Они считались настоящими праведниками, знающими, как правильно жить, чтобы угодить Богу.

Их и имел в виду Христос, говоря, чтобы не называть их «отцами» и «учителями». Почему? Да потому, что Закон то они знали, но сами его не соблюдали. Они были праведными лишь снаружи, но грешниками – внутри. Они заставляли людей чтить Закон, обличали их в грехах, но,по сути, не имели такого права. Тщеславные, самолюбивые, они рассуждали о вещах, о которых не имели никакого понятия. Буквоеды, они были формальными исполнителями Закона, и именно в этом их обличал Христос, говоря, что Богу нужно сердце человека, а не точное исполнение написанного в религиозных книжках.

К слову, именно этот критерий должен стать решающим при выборе священника и прихода, куда планирует ходить человек. Если вдруг вы услышите, что какой-то священник называет себя «новым Христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» или даже просто говорит об исключительности своего духовного опыта, утверждая, что только он один знает истину, то это явный признак, что такого учителя и наставника надо обходить стороной и держаться от него подальше. Такое явление характерно для секты, руководитель которой становится для своих последователей настоящим идолом, на которого они молятся и которому служат.

Чем он отличается от настоящих учителей Церкви? Последние призывают служить не себе, а Богу. Они не претендуют на собственную исключительность и безгрешность. Они проповедуют не собственное учение, а учение, ведущее ко Христу. Понимая свою ответственность, они стараются соответствовать тому, что заповедовал Христос, ведь за ними идут люди. Как говорил про книжников и фарисеев святитель Хроматий Аквилейский, «они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Чтобы не упасть в яму, надо понимать, за кем ты идешь, кто тебя учит и кого ты называешь своим «отцом».

Как известно, в католицизме священников принято называть «святой отец». Православные батюшки боятся этого обращения, как огня. Они понимают, что никакие они не святые. Грешные, как и все, но при этом осознают, что от них зависит не только личное спасение, но и спасение всех, идущих за ними. Сегодня многие спрашивают: «Зачем нужны священники?» Дескать, зачем мне посредник между мной и Богом? Разве я не могу молиться ему без свечек, без записок, без этих бесконечных «поборов» в современных храмах? Можете. Вы можете делать дома многое – молиться, поститься, делать добрые дела, но не можете одного – получить разрешения и отпущения грехов, вкусить Тела и Крови Христовой, без которых жизнь очень многих верующих теряет смысл.

Да, многие священники не соответствуют нашим ожиданиям и представлениям о них. Мы склонны полагать, что они должны быть святыми, а иначе нет у них права проповедовать. Но давайте не будем забывать, что они вылеплены из того же теста. Они прежде всего люди – самые обычные, со своими грехами и страстями, но в отличие от книжников и фарисеев, они их видят и борются с ними, а значит и нас могут научить тому же, чтобы Бог стал к нам ближе по-настоящему, а не по написанному в книжке. Помогай вам в этом, Господь!