Несвятые святые: праведники тоже ошибались?

Для большинства людей святой человек – это человек безгрешный, праведный, но у Церкви есть свое мнение на этот счет. Не будем забывать, что канонизированные Церковью были обычными людьми – такими же, как и мы с вами, поэтому могли ошибаться, а в чем же тогда заключалась их святость?

«В Царство Небесное идут кающиеся грешники, а хорошие люди — на доску почета»

Это слова знаменитого и ныне покойного священника Димитрия Смирнова. Он уверен, что святой и хороший – это не синонимы, а наличие морально-нравственных принципов не является пропуском в рай. Можно быть хорошим человеком, уважаемым и почитаемым, но в Царство Божье не попасть. Почему? Да по одной простой причине – отсутствия покаяния. Вспомним, кто первым вошел в рай? В него вошел разбойник, на счету которого были и грабежи, и убийства, но двери Царствия Небесного ему открыла одна единственная фраза, сказанная перед смертью: «Помяни мя, Господи, когда приидише во царствии своем».

Именно с этого – сокрушения о своих грехах, о дурных поступках, совершенных в жизни, и начинается движение к святости, когда человек принимает решение изменить свою жизнь и отказаться от всего того, что идет в разрез с заповедями Господними. Ни Крещение, ни соблюдение постов, ни посещение храма по праздникам и воскресеньям сами по себе к Богу нас не приближают. Внешние ритуалы могут так и остаться лишь нашими привычками, как привычка чистить зубы по утрам, если нет внутренних изменений. А это всегда работа над собой, которая никогда не заканчивается. То есть человек никогда не может сказать что-то типа: «Все, я достиг святости, и стремиться мне больше некуда».

Ощущающему себя грешным человеку всегда есть, куда стремиться, что в себе и своей жизни менять. И пока продолжаются эти изменения, он будет продолжать совершать ошибки – маленькие и большие, поправимые и непоправимые. Но падая, он всегда будет подниматься, потому что на пути такого человека поддерживает Святой Дух. Его благодать восстанавливает и преображает греховную природу, способствует возрастанию и уподоблению Самому Христу.

«Благочестивый зомби»

Можно подумать, что водимый Святым Духом человек превращается в этакого «благочестивого зомби», который теряет уникальные черты своей личности. Но здесь стоит напомнить, что Господь создал человека по своему образу и подобию. Являясь свободным, Он наделил свободной волей и нас. Читая Библию – книги Нового и Ветхого Заветов, мы видим немало примеров людей, которые пребывали в непосредственном общении с Богом, но при это высказывали свое мнение по тому или иному вопросу, позволяли себе сомневаться, а то и вовсе отказывались выполнять возложенную на них задачу.

Так, пророка Иеремию Господь избрал на служение, когда тому было всего 15 лет. Пребывая в пубертатном возрасте, когда бушуют гормоны, юноша все время высказывал Богу свое недовольство, раздражался, злился, ведь он хотел проповедовать среди язычников, обращая их в веру, а был вынужден постоянно страшить свой народ гневом Божьим, за что был гоним и терпел унижения и преследования. Пророк Моисей тоже не рвался водить евреев по пустыне. Он этого не хотел и прямо спрашивал у Бога: «Нельзя ли послать кого-то другого?» И таких примеров немало.

Святые тоже могли ошибаться и заблуждаться, ведь они несли на себе отпечаток той эпохи, в которой они жили, на них влияли условия проживания, образование, социальное окружение. В конце концов они были простыми людьми, со своими слабостями и недостатками и представляли себе свою жизнь не такой, какой ее представлял Бог. Но они смирялись перед Его волей и делали все от них зависящее, даже если не понимали, зачем и к чему это приведет.

Главное – это уповать на Бога

Канонизация – это общецерковное прославление святого, но это не значит, что Церковь автоматически одобряет все слова и поступки такого человека. Так, святой Кирилл Александрийский не жаловал святителя Иоанна Златоуста и лишь спустя много лет после смерти последнего признал свою неправоту. Однако Церковь канонизировала их обоих. Даже апостолы Павел и Петр, чей день памяти празднуется в один день, часто спорили, высказывали разную точку зрения по одному и тому же вопросу, но это не мешало им оставаться ближайшими учениками Христа.

Святой Иосиф Волоцкий много сделал для духовного просвещения народа, но суровые меры по искоренению ереси, к которым он призывал, не приветствовались братьями по вере. Однако и он, и его оппонент преподобный Нил Сорский прославлены в лике святых. Современные священники тоже могут по-разному смотреть на одни и те же вещи. Бывает, что на исповеди они говорят одному человеку одно, а другому с такими же проблемами – другое. Не нужно подозревать их в лицемерии и злом умысле. Помните, что в этот момент они говорят не от себя, а от Бога, Который для одних считает полезным одно, а для других – другое.

Самое главное – чтобы и священник, и мирянин стремились к одному – жизни с Богом и в Боге. Когда есть стремление Ему послужить, то все в жизни устраивается, как надо. Может быть не так, как хочется, но так, как лучше для спасения души.