Мироточивые иконы: исцеление или соблазн?
Наверняка каждый хоть раз слышал о таком явлении, как мироточение. Оно заключается в выделении маслянистого вещества (крови, воды) от святых мощей и икон. Что это за феномен такой, и как относиться к такому чуду верующим христианам?
Особое знамение
За всю историю развития христианства иконы мироточили тысячи раз и в самых разных местах, причем это касается как «намоленных» образов в храмах и монастырях, так и простых бумажных, вырезанных из газет или журналов. Значит можно смело утверждать, что дело вовсе не древности образа, не в месте его нахождения, а в чем-то другом, но в чем? На последнем Вселенском Соборе, опровергшем иконоборческую ересь и установившем догмат об иконопочитании, было еще раз подчеркнуто, что поклоняясь иконе, воздавая ей честь, мы поклоняемся не изображению как таковому, а первообразу, ипостаси изображенного на ней.
Поэтому каждая икона имеет благодатную силу Святого Духа, а отдельные становятся средством особого знамения по наитию Божьему. Исходящие от них свет, благоухание, миро относятся к вещественным знакам и явлениям Божьего Царства. Подавляющей частью таких икон являются образы Божьей Матери. И в этом нет ничего удивительно, ведь именно она – Небесная Заступница рода человеческого не раз спасала народ от эпидемий, нападений врагов, пожаров, разгулов стихии. Нередко эту помощь предваряло некое сверхъестественное событие, например, явление Царицы Небесной кому-то во сне, как девочке Матроне, шествие иконы по воздуху, сияние при обретении – Жировицкая, Ахтырская, Галичская, благоухание – Елеоточивая, обновление – Касперовская, оживление изображенного на ней – Нечаянная радость.
Основные иконы Богородицы и малоизвестные в разное время и в разных местах чудесным образом источали кровь, слезы, миро. Истечение крови обычно было связано с нанесением образу раны – Иверская, Кипрская, Закланная. Хотя последний случай – кровотечение бачуринской иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец» в Храме Вооруженных сил России произошло в начале Специальной Военной Операции (СВО). Слезы, истекающие из очей Царицы Небесной, во все времена воспринимались как знак скорби о грехах человеческих, а епископ Романский Мелхиседек говорил, что это сулит тяжкие испытания как для самой Церкви Христовой, так и всего Отечества.
Исцеляющая сила
Церковное предание знает немало икон, источающих святое миро. Еще в VI веке это чудо утвердили и засвидетельствовали на VII Вселенском Соборе, предъявив всем присутствующим Писидийскую икону Божьей Матери, от руки которой струился елей. Во все времена маслянистые и благоухающие капли собирали как самую большую драгоценность и использовали для помазывания больных. Это свойство миро – исцелять душевные и телесные недуги дало определение самому понятию «мироточивый», что значит «источающий чудотворное миро во исцеление болезней».
И такие свойства наблюдаются как у «намоленных», древних образов, так и никому не известных списков и даже икон из газет и журналов. Размышляя надо тем, почему становятся чудотворными неканонические иконы, известный специалист по иконописному искусству Л.А. Успенский говорил, что Господь посылает чудеса по своему милосердию, и по своему же милосердию нарушает установленный порядок и церковные каноны, потому как чудо быть нормой не может, оно всегда ненормально и противоестественно.
Виды мироточения
Мироточить иконы могут совершенно по-разному. Чаще всего это явление наблюдают в дни Великого поста, в период особого сокрушения о своих грехах. Впрочем, нередко прослеживается связь с двунадесятыми праздниками и датами памяти Богородичной иконы или святого. При этом благодатная роса или миро может выступать как на самом изображении, так и киоте, распятии. Бывает, что влага появляется и набухает на стекле, которое покрывает образ.
При этом выступающая жидкость может иметь самый разный вид, цвет и консистенцию: от густой, тягучей смолы до росы. В последнем случае говорят о «росотечении». В большинстве случаев миро источает благовонный аромат, напоминающий запах цветов, ладана и трав. Примечательно, что капли могут покрывать все изображение, а могут струиться из определенных точек, а еще известны случаи, когда миро текло снизу вверх вопреки закону тяготения. Даже на одной и той же иконе могут наблюдаться разные мироточения. Так, на первой седмице Великого поста 1996 г. в храме села Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери. Сначала миро текло потоком, потом истекало только из-под венца и от чела, спустя несколько дней выделялось каплями по всей поверхности, а после образ просох, а из глаз Царицы Небесной потекли слезы.
Примечательно, что мироточения чаще наблюдают не в старинных, а восстанавливаемых, а также вновь открываемых храмах. В 20-е годы обновления икон прошли по России волнами, а сегодня знамения наблюдаются по всей стране. Представители духовенства говорят, что это Божий глас, обращенный ко всему народу. Он повелевает нам что-то понять, переосмыслить.
Как следует относиться к мироточению?
Как известно, Господь наш Иисус Христос отверг дьявольское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения (Пасхи) до Вознесения Он не явился ни одному неверующему. О том, что чудеса приносят видимые духовные плоды в наши дни, мы тоже сказать не можем. Общего воцерковления народа не наблюдается, а к мироточению современные люди относятся по-разному. Истинно верующего человека это лишь укрепляет в вере, но большинство относится к этому явлению потребительски. Воспринимая его как магическое средство помощи, они спешат к мироточивым образам, чтобы получить исцеляющую жидкость и избавиться с ее помощью от мучающей их болезни.
Отдельная тема – мироточение икон в домах российских граждан. Если одни спешат отдать святыню в храм, чтобы она стала достоянием всего народа, то другие запираются с ней в своем жилище и начинают «лечить» людей миром самостоятельно, как водится, за отдельную плату. Самый известный случай – чудесное явление в квартире В.М. Жучковой в военном городке Клин-9. Все иконы в доме этой женщины мироточили и даже картинки и фотографии, причем не святых угодников, а, например, царя Ивана Грозного и Григория Распутина. Духовная комиссия, расследующая этот случай, натолкнулась на откровенную агрессию со стороны хозяйки и в конце концов была выдворена из дома.
Налицо явное впадение женщины в так называемое состояние духовной прелести, которое ничего общего с Божественной благодатью не имеет. Сам факт того, что принесенные в храм из дома мироточивые иконы переставали мироточить говорит о том, что люди сами поливали их маслом. Для чего? Для обретения славы и наживы. Во все времена Православная Церковь призывала с осторожностью и духовной трезвостью подходить к чудесам. Это сокровенная и опасная область, ведь дьявол настолько хитер и лукав, что может «примазаться» ко всему святому и профанировать его. В древние времена волхвы тоже совершали чудеса. Способны на них и некоторые современные «экстрасенсы».
Церковь осуждает их деятельность, как и людей, обращающихся к ним за помощью, но не меньшего осуждения заслуживают те, кто относится к вере как к магическому инструменту. Да, мироточивая икона может исцелить, но на это способен любой святой образ. Необходимо помнить, что исцеляет не миро, не деревянный оклад и не степень «намоленности», а Господь, который подает по вере нашей. У первых христиан не было икон, но их вера была настолько сильной, что они добровольно умирали за Христа. Разве Господь не слышал их молитвы? Слышал и без икон, как слышит Он их и сегодня.
Проблема в том, что современный человек не хочет уповать на Божий промысл. Он хочет гарантий. Вот мироточивая икона – это да, это гарантия исцеления, а обычная – нет. Но это подход не верующего человека. Да, есть шанс, что он придет к настоящей вере после дарованного исцеления, а если не получит такового? Нам всем нужно понять, что Господь Бог – не карающий и милующий судья. Он любящий Отец, и все, что Он делает, делает нам во благо. Ну а если вы стали свидетелем чуда, то лишний раз поблагодарите Господа, что сподобил вас, таких грешных, своего знамения и попросите о чем-то своем, не забыв присовокупить: «Но не как я хочу, Господи, а как Ты».