Какие бывают святые: от мучеников до преподобных
Наверняка каждый христианин замечал, что перед именем святого обязательно указывается его «ранг» – равноапостольный, мученик, святитель и др. Это служит для нас своеобразным указанием, каким духовным подвигом прославился человек, чем отличился перед Богом. Давайте разберемся в ликах святости более подробно.
Кто такие святые?
Для начала стоит объяснить, кто такие святые. Это канонизированные и причисленные к лику святых люди, которые прославились своим благочестивым образом жизни, особым духовным подвигом или чем-то особо угодили Богу. Традиция чтить таких людей сложилась к V веку, когда появились мученики за веру, люди, которые привели к Богу целые народы и города, вернули утраченные святыни. Как уже было сказано, чтобы причислить к лику святых, нужна канонизация, а вот для местного почитания достаточно разрешения Патриарха.
Чтобы святость человека признала вся Церковь, требуется решение Архиерейского собора. В любом случае это дело не одного дня и даже не одного года. Специальная Синодальная комиссия тщательно и кропотливо изучает историю жизни человека, ища подтверждения его святости –страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей и т.д.
Десять типов святости
Вот какие виды или лики святости существуют:
- Равноапостольные святые. Это те люди, которые по своему духовному подвигу сравнимы с апостолами. Самые известные – святой князь Владимир, княгиня Ольга, император Константин Великий вместе со своей матерью Еленой.
- Преподобные. Из самого названия понятно, что они «уподобились Богу». Обычно к таким причисляют людей особой подвижнической жизни – Кирилла и Марию Радонежских, Антония и Феодосия Печерских, Серафима Саровского.
- Пророки. Большая их часть жила во времена Ветхого Завета, возвещая людям Божью волю и пророчествуя о приходе Мессии, например, пророки Исайя, Иезекииль. Самый известный новозаветный пророк – Иоанн Креститель.
- Бессребреники. Это христиане, которые сознательно отказались от земных благ, выбрали «нестяжание». Немало бессеребреников среди врачей, которые лечили людей и не брали за это платы – Косьма и Дамиан, Кир и Иоанн.
- Благоверные. Это цари и князья, которые прославились тем, что служили своему народу, вели благочестивую жизнь, совершали дела милосердия, укрепляли в людях веру. Пример – святой благоверный князь Петр и княгиня Феврония Муромские, благоверный князь Александр Невский.
- Мученики. Это святые, которые пострадали за веру. При этом священномученик означает, что святой был епископом или священником, преподобномученик – монахом, а великомученик – человеком высокого рода или сана. Из чина мучеников выделяется чин страстотерпцев. Смерть таких святых не связана с гонениями на веру, но всегда является подвигом смирения, нежеланием преступать заповеди, чтобы сохранить себе жизнь. Яркий пример – царственная семья страстотерпцев царя Николая II с царицей Александрой и их детьми. К мученикам относят Трифона, сотника Лонгина, к священномученикам Антипу – епископа Пергама Асийского, к преподобномученикам–Григория и Кассиана Авнежских, а к великомученикам – князей Бориса и Глеба.
- Юродивые, блаженные. Это святые, принявшие на себя образ безумных, чтобы обличать грех и беззаконие, тем самым добровольно страдая за Христа. Хорошо знакомый всем пример – блаженная Ксения Петербургская, а также Василий Блаженный, Андрей Юродивый.
- Праведные. Это миряне и священнослужители из так называемого «белого» духовенства, не монахи. Почитаемые за праведную жизнь, были причислены к лику святых Иоанн Кронштадтский, ветхозаветные патриархи – Авраам, Иаков. В отдельный вид праведных выделяют Богоотцов, например, родителей Богородицы Иоакима и Анну.
- Исповедники. Один из древнейших чинов святых, указывающих на то, что человек претерпел гонения за веру, но убит не был. Исповедниками являются Павел – патриарх Константинопольский, Максим Исповедник.
- Святители. Эти люди носили при жизни архиерейский сан и почитались за свое служение, предстательство отдельных общин. Примеры – Николай Мирликийский Чудотворец, Спиридон Тримифунтский.
Некоторые люди удостоились не одним, а сразу несколькими чинами, например, мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив, преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Как видно, святость так же разнообразна, как разнообразны все мы. При желании каждый может стать святым, имея перед собой такие примеры жизни во Христе.