Донской монастырь
Являясь местом поклонения Донской иконе Божьей Матери и местом последнего пристанища грузинских священнослужителей, политических и культурных деятелей, Донской монастырь хранит в себе историю России и память о тех, кто отдал свою жизнь за родную землю.
История обители
Монастырь основал царь Федор Иоаннович в знак благодарности от избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591–1593 годах. Именно в этом месте находился стан русских воинов, готовых вступить в сражение с татарским игом. Соорудив походную церковь преп. Сергия Радонежского, защитники водрузили там икону Божьей Матери.Впоследствии здесь в 1593 году построили Малый Донской собор. В 1785 году он был расписан итальянским художником Клауди. Есть мнение, что в своей работе он опирался на эскизы В.И. Баженова.
Второй собор, названный Большим Донским, появился примерно через сто лет по приказу царевны Екатерины Алексеевны. Вокруг монастыря возвели кирпичную стену, оснастив ее двенадцатью башнями, а над западными воротами построили колокольню. Когда-то главным входом в монастырь служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля. Современные экскурсоводы рассказывают паломникам, что Донской монастырь соединяется с Кремлем подземным входом, но так ли это на самом деле, доподлинно неизвестно.
Две иконы
Донской монастырь – один из немногих, где функционируют два одноименных храма, а Донскую икону Божьей Матери при этом хранят в Кремле. На самом деле чудотворных Донских икон две. Одну в XIV веке написал Феофан Грек. Именно ее донские казаки передали Димитрию Донскому перед Куликовской битвой, а вторую Борис Годунов заказал специально для Донского монастыря. С тех пор в престольный праздник в Донском монастыре пребывают сразу две иконы, одну из которых доставляют не из Кремля, а Третьяковской галереи, и не крестным ходом, как описывает в своих воспоминаниях Иван Шмелев, а на бронированной машине.
Храмы Донского монастыря
Донской монастырь включает в себя целый комплекс храмов, ведь при создании он объединил в себе сразу несколько монастырей-крепостей. Сегодня паломники имеют возможность посетить:
- Малый или Старый Донской собор. В Смутное время его разграбили, но храм был восстановлен при царе Михаиле Романове и патриархе Филарете. В XX веке восстановили обрамления порталов и окон. Особое внимание в нем привлекает шатровая колокольня и трехступенчатые ряды кокошников.
- Большой Донской собор. Выполненный в стиле «нарышкинского барокко», он поражает своей нарядностью и какой-то жизнеутверждающей красотой. К слову, уложенные на полу чугунные плиты с особым орнаментом сохранились с 1752 года, а установлены были на средства купца Замятина. К созданию иконостаса приложили руку знаменитые резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа – Родион Спиридонов, Карп Золотарев, Абросим Андреев.
- Надвратная церковь Тихвинской иконы Богоматери. Здесь молился патриарх Московский и всея Руси Тихон во время своего заточения.
- Храм праведников Захария и Елисаветы. Начала его строительство императрица Анна Иоановна, а закончила Елизавета Петровна. После нашествия Наполеона и устроенного в Москве пожара храм был полностью разграблен и разорен, но в XX веке его отреставрировали, вернув первоначальный облик и стиль.
- Церковь преподобного Александра Свирского. Эту церковь-усыпальницу поставил своему отцу графу Н.А. Зубову его сын. В свое время разрушенную, ее восстановили в 1996 году.
- Храм преподобного Иоанна Лествичника. Первоначально это была усыпальница для членов семьи генерал-майора И.Ф. Терещенко, а впоследствии ее переоборудовали в церковь.
- Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины. Построенная в византийском стиле, она была родовой усыпальницей Екатерины Первушиной.
- Церковь архангела Михаила. Средства на ее строительство выделила Анна Голицына. Здесь похоронены герои войны 1812 года – князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов.
- Церковь святителя Тихона, патриарха Московского и Всероссийского. Ее возвели в память о святителе Тихоне, находившимся здесь в заточении с 1922 по 1925 годы.
- Церковь Георгия Победоносца. Это уже современный храм, возведенный в 2000 году. Внутри он расписан в технике сухой фрески.
- Церковь в честь князя Александра Невского. Ее возвели на месте бывших монастырских огородов в 2007 году.
- Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской. Он был построен по приказу царя Николая II. Внутренне устройство православного храма в первоначальном виде до наших дней не сохранилось, что неудивительно, ведь в 20-х годах прошлого века советская власть организовала здесь крематорий.
Некрополь Донского монастыря
Это одно из самых древних кладбищ Москвы. Его упоминает в своих «Историях» Карамзин, называя главным кладбищем высшего русского дворянства и богатого купечества. Второе его название – «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы». Всех покоящихся здесь и прославившихся своими заслугами перед отечеством и не перечислишь: П.Я. Чаадаев, А.П. Сумароков, С.Н. Трубецкой, многочисленные друзья и родственники Пушкина… Интересно здесь погулять и почитать эпитафии, по которым можно составить представление обо всей жизни умершего человека.
Архитектурное кладбище
Донской монастырь называют еще и архитектурным кладбищем. Во времена советской богоборческой власти сюда свозили многочисленные культурные ценности Москвы. Прежде всего горельефы Храма Христа Спасителя, который планировалось взорвать, а также фрагменты Сухаревской башни, Триумфальной арки, храмов Успения на Покровке и Николы в Столпах.
Место варения священного миро
А вы знали, что все то миро, которым прихожан помазывают священники во всех храмах и монастырях России, готовится здесь – в стенах Донского монастыря? Единственная на территории Русской Православной Церкви действующая мироваренная печь находится в Малом Донском соборе. Ее установили после Великой Отечественной Войны по благословению патриарха Алексия I. Миро варят во время Великого поста и освящают особым чином, а после отправляют во все приходы и монастыри.
Святые мощи
Как уже было сказано, в Донском монастыре доживал свои последние дни патриарх Тихон, который возглавил Русскую Церковь в самое непростое для страны время – после Октябрьской революции 1918 года. К этому моменту обитель официально закрыли, но патриарх не оставлял попыток договориться с властью. Он продолжал помогать людям даже находясь здесь в заточении. На него неоднократно покушались, но умер он своей смертью, хотя о месте его захоронения долгое время ничего не было известно.
Нашли его случайно, во время ремонтных работ после пожара, обнаружив мощи патриарха нетленными. Сегодня рака с ними покоится в Большом соборе, так что каждый желающий может приложиться к святым мощам и помолиться тому, кто так много сделал для укрепления православия в России.
Военная техника у стен монастыря
Гуляя по территории обители, можно увидеть военную технику времен Великой Отечественной Войны. Это остатки колонны, названной именем Димитрия Донского и произведенной на пожертвования простых людей. Этот факт и стал решающим при выборе места для установления остатков этой колонны.Здесь представлены один танк, пушка и БТР-ы.
Как видно, за время своего существования обитель пережила непростые времена Смуты, революции, Отечественной Войны, безбожной власти, но продолжает оставаться одним из самых главных паломнических мест. Монашеская жизнь в ней возродилась лишь в 1990-е годы, и продолжается укрепляться. На базе обители проводят всевозможные семинары, встречи, не говоря об экскурсиях. Монастырь готов открыть свои удивительные сокровища каждому верующему человеку, так что спешите их увидеть и зарядиться Божественной благодатью этого особенного места!