Что такое Вселенский Собор, и почему их больше не созывают?
Вселенский Собор – это собрание представителей Православной Церкви. За время становления христианства произошло семь Вселенских Соборов, и будут ли они созываться еще, никто, кроме самого Бога, не знает. А для чего их созывали, и зачем?
Повод для собрания
Как главы различных государств собираются на встречи для решения вопросов сотрудничества, так и представители Поместных Церквей – епископы собираются на встречу, повод для которой лежит в области богопознания и богопочитания. Наши сегодняшние представления о том, каков Бог, что такое Церковь, с какой целью она была образована, и каким образом осуществляется спасение каждого ее члена, являются результатом работы Вселенских Соборов.
Именно на них были сформулированы основные догматы христианского вероучения, а также решены споры по догматическим вопросам. Чаще всего поводами для созыва Вселенских Соборов выступали мнения или учения, искажающие истинные представления о Боге, Церкви и спасении души. Наделенные полномочиями святых апостолов, епископы отделяли «зерна от плевел», закрепляя правильные понятия о вере, чтобы все христиане имели четкий ориентир и знали направление к своей цели.
Семь Вселенских Соборов
Всего история Церкви знает 7 Вселенский Соборов:
- Первый был посвящен разоблачению ереси Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Бога Сына. Он состоялся в 325 году в Никее при императоре Константине Великом. На нем присутствовали такие известные святые, как святитель Николай Мирликийский Чудотворец и епископ Спиридон Тримифунтский.
- Второй созвали из-за распространения ереси епископа Македония, который отрицал Божество Святого Духа. Собор был собран в 381 году в Константинополе, где члены постановили не изменять впредь Символ веры.
- Поводом для третьего стала ересь патриарха Нестория. Он учил, что Христос является человеком, который соединен с Божьим Сыном особой связью. Богородицу он называл «Христородицей» и отрицал ее Богоматеринство. Собор состоялся в Эфесе в 431 году.
- Четвертый был призван разоблачить сразу несколько еретиков – предстоятеля Александрийской Церкви Диоскора и архимандрита Евтихия. Они утверждали, что в ипостаси Христа соединились два естества – человеческое и Божественное. На Соборе в Халкидоне в 451 году было вынесено постановление, что естества в Боге Сыне соединены неслитно и нераздельно.
- Пятый подтвердил учение четвертого Вселенского Собора, осудил Оригенизм и сочинения некоторых богословов. Собор был созван в Константинополе в 533 году.
- Шестой осудил ересь монофелитов. Они утверждали, что во Христе не две воли, а одна. На Соборе в Константинополе в 680 году было утверждено, что человеческая воля Христа во всем согласна с Божественной.
- Седьмой утвердил догмат об иконопочитании, опровергнув иконоборческую ересь. Кроме того, отцы Собора составили 22 канонических правила, а случилось это в Никее в 787 году.
Чем Вселенский Собор отличается от Поместного?
Из самого названия понятно, что Поместная Церковь несет служение по определенному месту жительства, так сказать, на местах. Она может самостоятельно решать некоторые вопросы, не связанные с догматами Церкви – канонические, богослужебные и пасторские, ведь она полностью автономна, имеет свою иерархию и внутреннее устройство. Поместные соборы собираются по мере необходимости, а представляют их клир, монашествующие, священники и миряне. Вселенский Собор объединяет все Поместные церкви, демонстрируя всю полноту Православия. Принятые на них решения обязательны к исполнению всеми Поместными церквями.
К слову сказать, границы Поместных церквей не привязаны к границам государств. На сегодняшний день в мире насчитывается 15 Православных Поместных Церквей: Албанская, Американская, Александрийская, Болгарская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Кипрская, Польская, Константинопольская, Русская, Румынская, Сербская, Церковь Чешских земель и Словакии, Элладская.
Почему их больше не созывают?
Есть мнение, что восьмого Вселенского Собора не может быть потому, что от Вселенской Церкви откололся римо-католицизм. Коль скоро Вселенская Церковь раскололась на две части, то и собрать ее воедино в лице епископов всем Поместных Церквей просто невозможно. Однако, опираясь на слова самого Иисуса Христа, говорившего, что «если царство или дом разделятся сами в себе, то не может устоять царство то» (Мк.3:24), «дом тот» (Мк.3:25), богословы и учителя Церкви делают вывод, что не сама Церковь разделилась надвое, а от нее отпала одна часть. Сама же Церковь даже без какой-либо части стояла и стоять будет, «и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
Со времени последнего Вселенского Собора не было необходимости созывать новый, но это не значит, что она когда-нибудь не появится. Если возникнет новая ересь, если что-то будет угрожать целостности и единству Православной Церкви, но он наверняка соберется. Хотя, как показал опыт Критского Собора 2016 года, собрать епископский Собор всех Поместных Православных Церквей довольно проблематично. Но пока адекватных поводов для созыва Собора такого масштаба нет.