Что такое канонизация, и все ли христиане древности святые?

Практика канонизации святых на Руси возникла вместе с необходимостью в появлении таких подвижников как примеров особой и живой веры. Так Церковь укрепляла свои позиции, вытесняла язычество и древние культы, а как же тогда обстоят дела с древними святыми? Можем ли мы почитать их, или без канонизации это делать нельзя?

С древности до наших времен

Мало кто знает, что понятие святости в христианстве имеет как привычное – узкое значение, так и более широкое. Для большинства из нас святой – это тот, чью икону можно найти, у кого есть день памяти и кому мы возносим молитвы с верой, что этот человек имеет дерзновение перед Богом и может ходатайствовать за нас перед Ним. Но в древности понятия о святости были несколько иными. В те времена любой уверовавший во Христа, старающийся жить по Его заповедям и не уклоняющийся в ересь или раскол, считался святым. Община, в которую он входил, записывала его имя в особую табличку – диптих. В них вносили имена как живых, так и усопших христиан и почитали как святых.

С приходом в начале IV века к власти императора Константина Великого положение христиан изменилось в лучшую сторону. До этого их преследовали и гнали, а теперь их религию не только разрешили, но и даже сделали самой предпочтительной. Это привело к наводнению храмов, притоку новых людей, разрастанию общин и, как следствие, появлению сект и еретических ответвлений. Назрел вопрос об установлении юридической процедуры объявления христианина святым. Этот процесс и получил название канонизации.

Что такое канонизация?

Речь идет о закреплении высшей церковной властью уже существующего в народе почитания какого-либо человека в лике святых. То есть фактически сначала должно свершиться почитание, то есть люди должны ощутить существующую связь между ними и угодником Божьим, а также связь между этим подвижником и Богом. Они ощущают эту связь прежде всего по опыту услышанных молитв, по конкретной помощи, которую они получают при обращении к святому подвижнику.

Критерии канонизации

Однако для объявления человека святым нужно выполнить несколько условий. Первое и самое важное касается его смерти. При жизни объявить человека святым нельзя. На практике канонизация происходит лишь спустя десятки лет и то только после обнаружения соответствующих доказательств. К ним относят:

  • святость жизни;
  • вера в Господа Иисуса Христа;
  • почитание человека народом;
  • чудеса, совершаемые при жизни и/или после смерти;
  • страдание за веру, мученическая кончина;
  • нетленность святых мощей (не определяющий критерий).

Кто принимает решение о канонизации?

Инициируют процесс сами миряне и священнослужители. По прошению епархиального архиерея создается епархиальная комиссия, которая собирает материалы, а рассматривает, изучает и проверяет их Синодальная комиссия по канонизации святых. Окончательное решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы. Впрочем, Патриарх может дать свое благословение на почитание святого местно (местночтимого) в одной епархии и регионе.

Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, сведения о нем передают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.

Есть в Православной Церкви и истории, когда человек не канонизирован, но иконы с его изображением есть и даже скульптуры. Один из примеров – воин Евгений Родионов. Он стал жертвой радикальных исламистов в чеченскую войну. За отказ снять с себя крест бандиты отрубили ему голову. Православная общественность давно призывает к канонизации Евгения, к этому призывают и некоторые священники, в частности, ныне покойный Димитрий Смирнов. Воину Димитрию уже составлен акафист, его иконы есть в местных храмах, но Церковь до сих пор не канонизировала воина, объясняя это отсутствием подтверждения праведной жизни, а кончину за веру представители РПЦ считают недоказанной.

С нетленностью мощей тоже не все так просто. Все дело в том, что в греческой Церкви нетленность мощей является доказательством грешной, а не праведной жизни. В России же долгое время считалось, что мощи обязательно должны быть нетленными, вот почему с таким скрипом проходила канонизация Серафима Саровского.

Не канонизирован, значит не свят?

Конечно, святым человека делает не канонизация. В Синодальной комиссии работают люди, а они могут ошибаться. Кроме того, в Русской Церкви имели место случаи деканонизации, когда канонизация признавалась ошибочной. Для этого нужно доказать, что орган или лицо не имел право выносить подобное решение, либо оно было принято с нарушением канонической процедуры.

Если человек не канонизирован, это вовсе не означает, что он не святой. Ведь в истории православной Церкви было немало святых от мучеников до преподобных, почивших в безызвестности.И что же, это умаляет их подвиг или заслуги перед Церковью и Богом? Конечно нет. Только Он – Господь наш Иисус Христос знает, кто по-настоящему свят и уже давно является членом Царства Божьего. Если вы уверены, что человек уже соединился с Богом, вы можете обращаться к нему с молитвой о помощи и уповать на его заступничество. Помогай вам в этом, Господь!