Жертва: что это такое, нужна ли она Богу?

Господь наш Иисус Христос говорил: «Милости хочу, а не жертвы». Нам всем приходится чем-то жертвовать, поступаться в этой жизни, но нужна ли наша жертва Богу?

Принесение жертвы

Все мы знаем или примерно слышали, что в древние времена, еще до прихода в мир Спасителя, иудеи приносили Богу жертву, закалывая теленка или ягненка, а еще в качестве жертвы приносились голуби – вспомним, что именно этих птиц Дева Мария принесла в храм в качестве очистительной жертвы, когда родила Иисуса. Но как тогда, так и сегодня не каждая жертва была угодна Всевышнему. Это наглядно демонстрирует пример двух братьев – Каина и Авеля. Первый принес Богу в дар плоды своего труда, а мы знаем, что он был земледельцем. Второй занимался скотоводством и принес Богу в жертву одного из представителей своего стада.

По дыму от костра братья поняли, чья жертва была принята, а чья – отвергнута. Жертву Авеля Господь принял, а жертву Каина – нет. Возникает вопрос, почему? Неужели Господь настолько кровожаден, что ему обязательна нужна кровь жертвенного животного, а выращенные своим трудом овощи и фрукты Его совершенно не интересуют. Все дело в том, что Каин больше стремился соблюсти формальности. Положено приносить жертву – на. Авель же руководствовался не столько порядком и правилами, сколько велением своего сердца. Он знал, что все, что он имеет, принадлежит не ему, а Богу. Без Бога он не смог бы вырастить скот, поэтому и отдает Творцу все лучшее, что у него есть в знак покорности и смирения.

«Милости хочу, а не жертвы»

Казалось бы, сегодня никто уже не приносит Богу в жертву ягнят и не сжигает в костре свой урожай, но слова Христа живут и не теряют своей актуальности. Он отвергает жертву, как неугодную Богу, и говорит о необходимости милости. К сожалению, многие христиане забывают об этом, наивно полагая, что «входной билет» в рай можно купить свечками, записками и благотворительными взносами. Такая практика особенно распространена в католичестве, которое призывает «копить» добрые дела и зарабатывать Царствие Божие жертвами на строительство храмов.

Здесь кстати вспоминается рассказ о богаче, который при жизни много жертвовал на храмы и монастыри. Когда он умер, то уверенной походкой пошел в рай, рассчитывая на теплый прием. Однако стоящие у ворот стражники сказали, что не знают его и впустить не могут. Богач рассердился и велел позвать апостола Петра. Тот пришел, выслушал богача и отлучился, чтобы посовещаться с вышестоящим начальством. Потом апостол вернулся и сказал: «Мы вас не знаем, а деньги мы вам вернем». Из этого рассказа можно сделать вывод, что не каждая жертва угодна Богу, а точнее, она Ему совсем не нужна. Он хочет милости, но что Он имеет в виду?

«Дайте мне сердце ваше»

Иисус Христос обвинял фарисеев и саддукеев в формальном исполнении закона, но Господу не нужны наши посты, молитвы и деньги, если сердце наше остается каменным и глухим к заповедям Господним. Первую милость, которую мы можем оказать – это милость к самим себе, своей погибающей душе. Вторая часть фразы Иисуса Христа о милости звучит так: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Когда мы увидим, в каком состоянии находится наша душа, как мы все далеки от Света Христова, то ужаснемся от своего жестокого отношения к собственной Божественной природе, которую до неузнаваемости исказил грех.

Покаяние – это проявление милосердия к себе, результатом которого является смирение. Прощение других, снисхождение к их грехам – это еще одно проявление милости, о которой говорил Христос. Ведь мы же не осуждаем других за их физические недостатки, не смеемся над теми, у кого нет ноги или руки, кто страдает от катаракты глаз? Так почему же мы осуждаем других за их духовные несовершенства? Мы больны не меньше, чем они, поэтому не имеем права никого судить. Только смиряясь перед своими несовершенствами и прощая других, мы можем рассчитывать на прощение Отца нашего Небесного и его милость к нам. Помогай вам в этом, Господь.