Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Всегда мечтали побывать на Святой земле? Для этого даже не надо покидать пределы России. Есть на ее территории обитель под названием «Новый Иерусалим». Здесь вы сможете помолиться в Гефсиманском саду, приложиться к Гробу Господня и подняться на гору Фавор. Расскажем об этом месте более подробно.

История развития

Автором этого удивительного проекта является патриарх Никон, управлявший Русской Православной Церковью в XVII столетии. Он решил воссоздать местность, где жил, проповедовал и умер на кресте Господь наш Иисус Христос, чтобы каждый верующий христианин мог увидеть и почувствовать атмосферу Святой земли, хотя бы так побывать в тех местах. По его задумке Новый Иерусалим должен был в точности воспроизводить все основные святыни Палестины, а место для него было выбрано в Подмосковье на реке Истра.

За основу этой композиции был взят холм, названный Сионом. В 1656 году здесь появился Воскресенский мужской монастырь, главный храм которого был создан по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. С восточной стороны этого подмосковного Сиона находился холм, который нарекли Елеонской горой. Согласно Евангелию, именно здесь жили близкие друзья Иисуса Христа – Лазарь и его сестры Марфа и Мария.

При патриархе Никоне на этом холме находилось село Вознесенское. Здесь была построена деревянная церковь и водружен каменный Поклонный Крест. Кроме того, на горе Елеон развели Гефсиманский сад, в котором Спаситель молился перед своими крестными страданиями. Север этой обители воссоздает образ Галилеи. Здесь были отстроены селения Назарет и Капернаум – известные места евангельской проповеди, а присутствующие на территории холмы получили названия Фавор и Ермон. Здесь же построили церковь в честь Преображения Господня, ведь именно на горе Фавор произошло Преображение Господа Иисуса Христа.

К югу от Воскресенского монастыря возвели деревянную церковь в честь святого пророка Илии. Стоявшее рядом село Петровское стало Вифлеемом – местом, где родился Спаситель. Здесь была возведена церковь Рождества Христова. Уже упомянутая река Истра превратилась в Иордан, где Спаситель принял Крещение от рук пророка Иоанна Крестителя (Предтечи). В истории христианского мира есть немало примеров воспроизведения палестинских святынь, но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя.

Основные храмы и сооружения

К ним относят:

  1. Воскресенский собор. Как уже было сказано, это точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, которая возводилась по строительным чертежам храма Святой земли. При патриархе Никоне здесь появились пять керамических ордерных иконостасов. В годы ВОВ был разрушен, но полностью восстановлен в 2010–2013 годах вместе с уникальным резным иконостасом и лестницей на галерею.
  2. Трапезная с церковью Рождества Христова. Возле самого Вертепа имелись приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Вифлеемских младенцев. С приходом к власти большевиков все приделы были уничтожены, а все остальное доделала война, хотя сам храм Рождества Христова почти не получил повреждений. В ходе реставрационных работ были воссозданы формы и детали XVII–XIXвеков.
  3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим. Ее построили одновременно с крепостной стеной и освятили в 1697 году. В 1941 она была разрушена, а восстановлена в 70-е годы XX века. Сегодня здесь находится историко-архитектурный и художественный музей.
  4. Подземная церковь Константина и Елены. В Иерусалиме она вырублена в скале, а здесь находится под землей (стены возвышаются над уровнем на 1,5 м).
  5. Крепостная ограда. Ее возводили с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи, оснащая боевыми ходами и бойницами, позволяющими вести оборону. Крепостные башни по традиции названы палестинскими названиями – Гефсиманская, Ефремова, Дамасская, Сионская и др.
  6. Храм трех Вселенских Святителей. Это дворцовая церковь, в которой молились члены царских семей, приезжавших на богомолье. Разрушенный храм восстановили совсем недавно – в 2010-х годах.
  7. Скит Патриарха Никона. Он располагается на некотором отдалении от монастыря. Это было задумано специально, чтобы ничто не отвлекало Патриарха от молитвы. Своим обликом сооружение напоминает пирги Святого Афона, а между тем он задумывался как образ Небесной обители, куда ведет узкий путь аскезы – молитвы и поста.
  8. Силоамская купель. Свое название она получила по названию источника, где Иисус Христос исцелил слепорожденного, умыв его в священных водах.

Святыни монастыря

К ним относят:

  • икону «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном». Сегодня эта икона пребывает в музее.
  • разборную модель храма Гроба Господня. Это токарная работа XVII века, выполненная из слоновой кисти, кипариса, перламутра, украшенная резьбой. На эту модель опирался Патриарх Никон при строительстве Воскресенского собора.
  • фрагмент омофора Патриарха Никона. Речь идет о части богослужебного облачения священника.
  • дарохранительницу из придела святой равноапостольной Марии Магдалины. Это сосуд для хранения Тела и Крови Христовых, выполненный в конце XVIII-начале XIX века.
  • антиминс XVII века. Мы уминали о нем в статье устройство православного храма. В этот плат зашивают частичку святых мощей угодника Божьего.

Интересные факты

Ново-Иерусалимская обитель поражает паломников не только своим видом и необычной историей, но и самыми разными символичными деталями:

  1. Воскресенский собор монастыря возводили по макету, который привез в Москву иерусалимский Патриарх Паисий в XVII столетии.
  2. У Гефсиманской башни крепостной стены осиновая крыша. Это отсылка к предательству Иуды: согласно библейским текстам, он повесился на осине.
  3. В Воскресенском соборе находится деревянное распятие высотой три с половиной метра, привезенное из Палестины. Крест выполнен из кипариса, что далеко не случайно. Именно эта порода древесины использовалась для создания крестов в эпоху Римской империи. В Великую Отечественную войну немецкие войска взорвали Воскресенский собор. Во время пожара распятие упало на пол, но не пострадало от огня.

Немало знаменитых литераторов, художников и других деятелей искусства посещали эту обитель, вдохновлялись ее красотой и напитывались божественной благодатью. В подростковом возрасте здесь бывал Михаил Лермонтов, что нашло отражение в его произведениях – «Оставленная пустынь предо мной…», «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри». Когда писать Антон Чехов проходил медицинскую практику в Воскресенске, то тоже часто посещал обитель, общался с монахами. Это вдохновило его на создание таких произведений, как «Хирургия», «Детвора», «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник», «Мертвое тело», «Смерть чиновника».

Как добраться?

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь находится в городе Истра Московской области. Официальный сайт https://n-jerusalem.ru/skitnikona