Ударили по правой, подставь левую, или что такое смирение с точки зрения религии?

При разговоре с далекими от веры людьми нередко можно услышать что-то типа: «О нет, эта религия не для меня. Христос учил подставлять левую щеку, когда тебя ударили по правой, называл всех рабами, а я себя таковым не считаю, и унижать не позволю». Православие учит смирению, но можно ли считать его синонимом унижения?

«С миром»

Сам термин «смирение» имеет в своей основе слово «мир». То есть смирение – это буквально «с миром». Когда мы говорим о смирение, то первое, что приходит на ум – это знаменитая фраза Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Стяжать – это значит «накопить», «приобрести». Но как же можно приобрести мирный дух, ведь это не товар в магазине?

Смиренный человек – хуже всех?

Что значит «смиренный» для большинства людей? Закомплексованный, забитый, считающий себя хуже всех? На самом деле все далеко не так. Действительно, в православии часто можно услышать среди верующих мысль, что «я хуже всех», но это просто потому, что человек видит свои грехи и понимает, что он неидеальный. Но к смирению это отношения не имеет. Смиренный – значит мирный. Такой человек все испытания на своем пути встречает со спокойной душой и сердцем. Он не паникует, не впадает в уныние, не ропщет на Бога, не колеблется. А почему? А потому что доверяет Ему.

Он знает, что все, что ни дает ему Бог – как радости, так и беды, скорби идут ему во благо. Конечно, он этого не знает наверняка, ведь он не провидец. Он просто верит, что как бы ни было сейчас плохо, это каким-то образом послужит его духовному росту и спасению. Ведь главная цель для каждого верующего человека – это спасение, это стяжание Царства Небесного. Поэтому он с благодарностью принимает от Бога все испытания и смиряется перед Ним.

Добродетель, противоположная гордости

В христианстве гордыня считается прародительницей всех грехов, ведь именно она завладела сердцем денницы – ангела утренней зари, который возгордился настолько, что поставил себя выше Бога. Смирение – это добродетель, противоположная гордости, и именно ее человеку труднее всего стяжать, потому как он сам в лице своего прародителя Адама поддался искушению дьявола в раю и возомнил себя если не выше, то равным Богу. Вспомним слова змея: «… сами станете, как боги, познав добро и зло».

Именно гордыня заставляет человека роптать, сопротивляться воле Божьей. Нам всем кажется, что мы лучше Бога знаем, что для нас полезнее. Потому и просим в молитвах: «Дай то, дай это, помоги с этим». Вспомним, как молился Иисус Христос в Гефсиманском саду перед казнью. Да, Ему тоже было страшно, Он тоже не хотел умирать, ведь Он был человеком, но при этом Его Божественная сущность понимала, что надо смириться, потому и завершил Он свою молитву словами: «Но не как Я хочу, Господи, а как Ты».

Три степени смирения

Великий подвижник и святой Иоанн Лествичник оставил нам в наследие большой духовный труд – свою «Лествицу». В ней он пишет о трех степенях смирения:

  1. Смирение по отношению к Богу. Видение своих грехов и стремление подчиниться Божьей воле.
  2. Смирение по отношению к другим людям. Отсутствие гнева и раздражения.
  3. Смирение по отношению к себе. Неосуждение других. Человек не замечает недостатков других, потому что видит свои собственные.

Если со смирением по отношению к Богу все более-менее понятно, то со смирением по отношению к другим людям – не очень. Нередко новоначальные, только начинающие свое воцерковление, слишком буквально воспринимают призыв «подставить левую щеку вместо правой». Доходит до того, что они смиряются перед какими-то негодяями, хамами, но это неправильно. Необходимо различать тонкую грань, когда необходимо высказать свое мнение, отстоять его, воспротивиться чему-то непотребному, защищая свое достоинство и честь.

По мнению протоиерея Андрея Ткачества, смиряться можно перед начальством, властьимущими, потому как земная иерархия – это отражение иерархии небесной. В семье муж нередко смиряется перед женой, и наоборот, ведь именно так они и спасаются, когда интересы семьи ставят выше своих собственных. Конечно, не все так однозначно и буквально, но в целом посыл именно такой.

Как научиться смиряться?

Вопрос этот непростой, ведь бывает смирение истинное и ложное. Последнее – не настоящее. Человек видимым образом может смириться, но в душе его будут кипеть страсти. Настоящее смирение – это дар, но это вовсе не значит, что можно сидеть сложа ручки и ждать, когда Господь его подаст. Необходимо делать шаги навстречу, а какие – сердце подскажет, если человек будет стараться жить по евангельским заповедям.

В Библии сказано: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6). Борясь со своей гордыней, мы автоматически будем стяжать смирение, потому как только тот, кто боролся со своими грехами и страстями знает, что победить их до конца невозможно. Осознавая это, человек смиряется и получает самое главное – мир в сердце и покой в душе.