Троице-Сергиева лавра

В конце XIX– начале XXвека среди паломников существовала поговорка «Кто Матушку не видал – тот в Москве не бывал», относящуюся к Иверской иконе Божьей Матери, но то же самое можно сказать по отношению к Троице-Сергиевой лавре. Паломничества в эту обитель были регулярными и обязательными, особенно в пост. Она и сегодня остается одной из главных святынь страны, местом упокоения игумена земли Русской – Сергия Радонежского.

Основание обители

Основателем монастыря является знакомый каждому верующему святой – Сергий Радонежский. Картина русского художника Михаила Нестерова рисует нам эпизод из жизни будущего игумена земли Русской: встречу со странником в монашеском одеянии, который дал мальчику частичку святого хлеба со словами: «Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее».

В 20 лет Варфоломей остался сиротой и ушел с братом в лес, где они возвели келью, а после и церковь во имя Живоначальной Троицы. Это случилось в 1337 году и считается датой основания будущей лавры. Со временем здесь появилась обитель со своим общежитийным уставом, в которой в 1380 году преподобный Сергий благословил Димитрия Донского на битву с Мамаем.

Развитие монастыря

Разграбленный и сожженный татарским ханом Едигеем в 1408 году, монастырь продолжил свое существование и активно развивался не без поддержки царствующих особ. Его весьма почитали московские князья, совершая в нем молебны и панихиды, крещения. В частности, здесь был крещен царь Иван IV Грозный и здесь же он провел целую неделю после своей свадьбы, ежедневно молясь у гроба преподобного Сергия.

В XV–XVI веках обитель обзаводится первыми каменными сооружениями. Собственно, это было продиктовано и военной необходимостью. В Смутное время монастырь стал местом осады польско-литовских интервентов, но выдержал оборону, став впоследствии оплотом второго ополчения Минина и Пожарского. Пожертвования в казну росли, возводились новые здания и сооружения. Монастырь имел собственные кирпичные заводы, пруды с рыбой, фруктовые сады, ветряные мельницы.

Были времена, когда обитель играла роль убежища для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра, царя Петра I. Развитие монастыря прервала Северная война, а позднее строительство Санкт-Петербурга, но в связи с угрозой вторжения со стороны Швеции укрепление монастыря продолжили с новой силой. У Успенских и Красных ворот появились каменные мосты, под стенами обители –бастионы и рвы. Последние просуществовали до 1830-х годов, а вот земляные укрепления можно видеть до сих пор.

Расцвет обители

Наследники Петра Великого особого интереса к судьбе монастыря не проявляли, пока на престол не взошла Елизавета Петровна.

На заметку! Императрица часто ходила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру пешком, правда делала она это довольно оригинальным способом. Каждый день она проходила несколько верст, после чего садилась в карету и возвращалась во дворец. Назавтра ее привозили на то место, где она окончила свой путь, и так каждый день. Она же присвоила обители статус лавры – 8 июля в 1742 году.

За стенами монастыря она построила увеселительный дворец и часто проводила там время. Она же инициировала строительство колокольни, которое затянулось на 30 лет. В 1745 году начинается глобальная реконструкция лавры. В результате здания приобрели роскошную отделку, а некоторые и позолоту. КXVIII – XIXвекам монастырь становится одним из самых богатейших на территории России, выросло его значение как культурного центра. На базе обители были созданы Духовная академия, типография, гостиницы, мастерские, лавки, конные дворы.

Здесь нашли свое упокоение представители самых разных знатных родов – Воротынские, Бельские, Глинские, а также московские и другие архиереи – Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Патриархи Алексий I и Пимен. В ризнице хранятся многочисленные сокровища – предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых вельмож. У лавры имеется своя собственная библиотека, включающая в себя рукописные книги прошлых веков, русские летописи, исторические документы.

Храмы, церкви и часовни

На территории обители их несколько:

  1. Колокольня, о которой уже было сказано, что ее строили 30 лет с 1741 по 1770 годы. Ее высота составляет 88 метров, что на 6 метров выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор. Главный храм монастыря – древнейшее из сохранившихся сооружений.
  3. Успенский кладезь с часовней. Он возведен над источником целебной воды в 1644 году, а часовню построили в конце XVII века.
  4. Успенский собор. Когда-то на этом месте были старые деревянные кельи, а во времена правления Ивана Грозного появился пятикупольный собор.
  5. Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Егопостроили в 1635–1637 годах одновременно с окружающими каменными палатами, служившими лечебницей.
  6. Церковь в честь Рождества честного и славного пророка Иоанна Крестителя. Она располагается в восточной стороне монастыря над широким арочным проемом.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Она замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, придавая архитектурному ансамблю монастыря определенную органичность.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному Сергию Радонежскому. Ее возвели над гробом преподобного Михея – ученика и келейника Сергия Радонежского.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского. Ее воздвигли над гробом ученика и преемника по игуменству основателя монастыря Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой. Трапезную церковь возвели по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 годах.
  11. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии. Она замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Святыни обители

К основным святыням лавры относят:

  1. Святые мощи преподобного Сергия Радонежского.
  2. Серапионову палату. Здесь покоятся останки главных настоятелей обители – святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  3. «Моленные» иконы преподобного Сергия – Богоматери «Одигитрия» и святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
  4. Образ мученика Димитрия Солунского, написанный в рост. Это храмовая икона боевого корабля. Крейсер затонул во время русско-японской войны, а икону прибило к берегу волнами.

Конечно, богоборческая советская эпоха не обошла обитель стороной. В свое время здесь устраивали то трудовую артель, то школу, то всевозможные кружки и секции, а позже на этом месте был открыт историко-архитектурный музей, но начавшаяся Великая Отечественная Война сподвигла руководство страны открыть храмы, соборы и обители для всеобщей молитвы. Жизнь в лавре восстановилась к началу 1946 года и не утихает до сих пор. Ежегодно ее посещают тысячи паломников со всей России, чтобы пройти

путем, которым шли люди прошлых лет.

Богомолье Ивана Шмелева

В известном произведении русского писателя и публициста Ивана Шмелева описывается паломничество из Москвы в Сергиев Посад в Троице-Сергиеву лавру. Автор на тот момент был маленьким мальчиком и путешествовал с плотником, работавшим на его отца. В паломничество они отправились на телеге, а большинство людей шли пешком. Причем многие отказывались от предложения их подвезти. Так, она старушка ответила, что несет преподобному Сергию «свои ноги». То есть вместо даров и подношений, которых у нее нет в силу бедности, она идет пешком, не жалея своих ног и сил и таким образом приносит жертву Богу.

Произведение Шмелева поражает своей теплотой и искренностью, каким-то особенным русским колоритом. Он создает образ ушедшего времени, невольно заставляя читателя жалеть о том, что у нас было, и что мы в конечном итоге потеряли.