Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Оплот православия на севере России, Валаамский монастырь является настоящим местом духовной силы, которое, по слухам, пускает к себе не всех, хотя желающих меньше не становится. Предлагается даже ввести порядок паломничества и пребывания в обители, чтобы хоть как-то отрегулировать огромный поток прибывающих сюда христиан.
Как появилась обитель?
Есть мнение, что печать животворящего Креста Господня поставил здесь сам апостол Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие в этих местах. Основателями монашества на Валааме считаются преподобные Сергий и Герман – иноки из Греции. Письменные источники их жизни и духовных подвигов утрачены, но зарожденная ими монашеская жизнь продолжается и поныне. Более-менее достоверная документальная история монастыря начинается с XIV века.
История развития
До первого разорения Валаам носил название обители «Пресвятой Троицы». В XVI веке остров стал камнем преткновения во время войны со Швецией, испытав на себе все тяготы конфронтации двух великих держав. В 1581 году обитель постигла новая беда – эпидемия чумы, а очередная шведская война доделала то, что не смогла сделать чума. Вместе с настоятелем иноки бежали в леса, но и здесь продолжали вести суровую жизнь подвижников Христовых. После заключения мира со шведами обитель монахам вернули, отстроив заново все церкви, кельи и хозяйственные постройки.
С этого момента иноческая жизнь на острове стала набирать свою силу, распространяясь на берега Ладожского острова. Монахи основали 12 скитов со своими церквями, часовнями и купальнями. В XV–XVI веках Валаамская обитель достигает своего расцвета, давая основание считать ее честной и великой Лаврой. Здесь не разрешалось бить зверей и рубить лес. Здесь все дышало Святым Духом и демонстрировало особое единение с природой.
Под властью иноверцев
Очередная война со шведами вынудила насельников монастыря покинуть обитель. Сначала они удалились в Ладогу, потом Тихвинскую Успенскую обитель. В конце концов им передали Васильевский монастырь. Разорив Валаам, шведы погубили в этих местах и православную веру. Она сохранилась лишь в отдельных селениях, а подавляющее большинство более чем на столетие оказалось под властью иноверцев-лютеранов.
Возобновление духовной жизни
Еще до подписания мирного договора со шведами царь Петр I отдал приказ о восстановлении монастыря. Во все концы России полетели письма с призывом о посильных пожертвованиях. Свою помощь Валааму оказали и другие обители, прислав утварь, используемую при крещении, венчании и причащении, а также необходимые в быту вещи и предметы. Обитель потихоньку возрождалась, обзаводясь церквями и другими постройками. Однако в 1754 году ее постигло новое испытание – пожар, который практически полностью уничтожил монастырь.
Но императрица Елизавета Петровна не оставила обитель. Она щедро помогала деньгами, восстанавливала сгоревшие постройки. В это время в обители появляются теплые, отапливаемые храмы, но по-настоящему новую жизнь вдохнул в монастырь присланный из Саровской пустыни отец Назарий. С его подачи в обители были построены каменные здания, храмы и соборы. Во время его правления появились дома для рабочих и странников, епархиальная больница. После его возвращения в Саровскую пустынь Валаамский монастырь возглавил отец Иннокентий. Он потратил много сил и труда на улучшение быта братьев.
В разряд первоклассных обитель возвел государь Александр I. Он побывал на Валааме и остался от него под большим впечатлением. В 1820 году у монастыря появляется первое подворье в Санкт-Петербурге. Смена настоятелей никак не отражается на укладе жизни. Монастырь только растет и благоукрашается. Особую роль в его развитии сыграл игумен Дамаскин, обеспечив обители процветание и небывалый духовный рост. Его тщанием на острове появилось 18 часовен и 10 каменных и деревянных поклонных крестов.
Испытания XX века
Господь сохранил святой остров от разорения большевиками, но беда пришла, откуда не ждали. Насильственное введение на Валааме нового (григорианского) календарного стиля в богослужебной практике привело к расколу в братии Валаамской обители. Верных старому стилю исключили из монастыря. Большая их часть была арестована в 1932 году.
Оставшиеся продолжали служить. Валаамскому монастырю удалось удержаться на плаву во время богоборческой советской власти, а все благодаря тому, что он вошел в состав Финляндии. Но находясь в лютеранской церкви, оставался светильником православной веры, привлекая к себе людей, потерявших родину. Последовавшая война с Финляндией обернулась для монастыря новыми потерями. Валаам неоднократно бомбили, но он выстоял. После подписания мирного договора Карелия вместе со своими монастырями отошла к СССР.
Восстановление Валаама
В 1940 году братия переехала в Финляндию, основав Новый Валаам. Впоследствии большая часть монахов вернулась в СССР, став насельниками Псково-Печерского монастыря. Старый Валаам был обречен на забвение и постепенное разрушение, но в 80-х годах началось его восстановление – строительство и реставрация, свечное производство, издание церковной литературы и др. На сегодняшний день восстановлено 11 скитов, побывать в которых, прикоснуться к истории стремятся тысячи паломников. Зимой монастырь не принимает людей из-за погодных условий, поэтому все стремятся сюда в теплое время года. Свыше 100 тысяч паломников прибывает в Карелию каждый сезон.
Святыни обители
Обо всех храмах, соборах и скитах монастыря не рассказать в одной статье, а о святынях упомянуть стоит. К ним относят:
- Святые мощи преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
- Мощи преподобного Антипы Валаамского.
- Чтимый список Валаамской иконы Божьей Матери.
- Чтимый список иконы Божьей Матери «Всецарица».
- Ковчег с частицей мощей святой праведной Анны.
- Ковчег с частицей мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
- Ковчег с частицей мощей преподобного Германа Аляскинского.
Как добраться?
Добраться до монастыря можно только по воде. Сначала до Приозерска любым наземным или воздушным транспортом, а потом теплоходом или метеором. Официальный сайт обители https://valaam.ru/monastery/