Притчи Иисуса Христа

Даже далекие от Церкви люди хотя бы раз слышали какую-либо притчу Спасителя и совершенно естественно задавались вопросом: «А зачем вообще было морочить людям голову, так иносказательно преподносить свое учение? Разве нельзя было сказать прямо»? А действительно, почему и для чего Иисус Христос говорил притчами?

Что такое притча?

Притча – это такой жанр, определенная литературная форма как сказка или басня. Все мы знаем, для чего народ придумывал сказки. Она, как известно, ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. С басней тоже все понятно. Вроде бы она про ворону и лисицу, слона и моську, да только понимает человек, что высмеивает она не животных, а людей, а точнее их пороки. Нередко мораль басни раскрывает сам автор, а вот с притчей все обстоит сложнее. Если автор ее смысла не раскроет, понять ничего будет нельзя. Тогда зачем вообще говорить?

Получается, что притча – это в некотором смысле загадка, которую слушателям нужно разгадать самим. Но тот, кто читал Евангелие, знает, что разгадать притчи Спасители не могли даже Его ученики и просили, чтобы Он их разъяснил. Когда они попросили объяснить смысл притчи о сеятеле, Иисус Христос сказал: «Вам дано знать тайны. Остальным — в притчах» (см. Мк 4:11). Ученики постигали тайны постепенно, и открывались они для них не сразу, а по мере духовного роста, непосредственного общения с Богом. Так и мы, думая над притчами, начинаем постепенно понимать, чего хочет от нас Господь, чего Он ждет, и какими видит наши с Ним отношения.

Иносказательные рассказы

Притча призвана объяснить непонятное хорошо понятным, вот почему это был самый любимый жанр Иисуса Христа. Для объяснения духовных истин и морально-нравственных законов Он прибегал к примерам, заимствованным из жизни, человеческого опыта и бытия. Во многих притчах Спасителя фигурируют земля, семя, что и понятно, ведь люди в ту поры жили своим хозяйством. Если бы Божий Сын пришел на землю сейчас, Он бы использовал примеры уже из современной жизни, обращаясь к электронным гаджетам, ракетам и автомобилям – всему тому, что нам хорошо знакомо и понятно.

Почему же Христос излагал свое учение в такой иносказательной форме? Во-первых, глубокие духовные истины тяжело доходили до ума и сердца слушателей, а яркий и конкретный рассказ, да и еще почерпнутый из жизни, легко запоминался. Во-вторых, не понимающие смысла учения люди могли как-то его переиначить, изменить, а притчи сохраняли его чистоту и истину. Ну, и в-третьих, притчи показывали, как можно применить Божественный закон в частной и общественной жизни. Несмотря на прошедшие 2000 лет, мы и сейчас понимаем, о чем идет речь, мы наглядно представляем картинку, которую рисует нам рассказчик.

Кроме того, была у Иисуса Христа еще одна причина говорить притчами. Так Он хотел открыть истину тем, кто верит, и сокрыть ее от тех, кто не верит. Прежде всего от фарисеев и садукеев, которые искали повод, чтобы убить Спасителя.

Сколько притч рассказал Иисус Христос за время своей жизни?

Всего Спаситель рассказал около 30 притч, и это не считая кратких иносказательных выражений. При этом все притчи Иисуса Христа можно разделить на три периода Его общественного служения:

  1. Притчи, рассказанные после Нагорной проповеди. Это период между вторым и третьим годом Его служения. Эти притчи посвящены распространению и укреплению Царства Божьего или Церкви среди людей. Это притчи о сеятеле, плевелах, горчичном зерне.
  2. Притчи, которые относятся к концу третьего года служения. В них Иисус Христос рассказывал о милосердии Божием к кающимся людям и излагал законы морали и нравственности. К ним относят притчи о блудном сыне, заблудшей овце, милосердном самарянине.
  3. Притчи, рассказанные перед крестными страданиями. Их смысл раскрывал ответственность человека перед Богом, предсказывал наказание, которое постигнет неверных, и награду, обещанную праведным. Это притчи о бесплодной смоковнице, злых виноградарях, о десяти девах.

Узнаем себя

Спустя века, время и расстояние мы продолжаем узнавать в притчах своих знакомых, родственников, друзей и, конечно же, себя. И сегодня Господь продолжает обращаться к нам вот таким способом, чтобы мы задумались, чтобы немного поразмышляли, чтобы снова и снова возвращались к смыслу услышанного или прочитанного. В притчах Господь и обличает, и корит, и дает надежду. Надежду на то, что еще не все потеряно, что еще можно что-то исправить. Притча как будильник призвана разбудить нас от духовного сна и привести к Тому, Кто жизнь свою отдал ради этого, ради нашего спасения. Помогай вам проснуться Господь!