Праздник праздников и торжество торжеств – Пасха

Именно так назвал этот смысловой центр всей христианской религии святой Григорий Богослов. 5 мая 2024 года все православные верующие будут отмечать Светлое Христово Воскресение – Пасху. Расскажем об этом празднике подробнее.

Что значит слово «Пасха»?

Перевод этого термина звучит как «прохождение мимо, прехождение, избавление». Если вы думаете, что этот праздник появился только после воскресения Иисуса Христа, то ошибаетесь. Иудеи праздновали его много веков, вспоминая исход израильтян из Египта и их освобождение от рабства. Зачем христианам нужно было заимствовать название уже существующего иудейского праздника? Все дело в том, что предшествующие воскресению Спасителя события происходили как раз накануне еврейской Пасхи.

Вспомним, что Иисус Христос собрался с учениками на Тайную Вечерь именно в канун иудейской Пасхи. К слову, литургия, которую начали проводить ученики после Пятидесятницы, то есть сошествия на Апостолов Святого Духа, как раз олицетворяла собой Тайную Вечерь.

История празднования Пасхи

В первое время ученики все время ожидали второго пришествия Христа, которое Он им обещал, а Пасху отмечали каждую неделю. В пятницу они накладывали на себя пост в воспоминание о страданиях Мессии, а в воскресенье устраивали застолье, радовались и славили Христа воскресшего. Особенно торжественно отмечали иудейскую Пасху, в которую и произошли главные события в жизни их Учителя. Начиная со IIвека эти два праздника разделили. Время страдания и смерти Спасителя, совпадавшее с иудейской Пасхой, стали называть «Пасхой крестной», а «Пасхой воскресной» сам воскресный день.

Для определения единого для всего христианского мира дня празднования Пасхи император Константин Великий созвал епископов, что теперь мы называем Первым Вселенским собором, который произошел в 325 году. Главное, о чем они договорились – отмечать свою Пасху не раньше еврейской и всегда в воскресенье – ближайшее после первого весеннего полнолуния, наступающего после или в день весеннего равноденствия. Собственно, на лунно-солнечный календарь мы и продолжаем ориентироваться сегодня при выборе даты праздника, которая из года в год меняется. Согласно используемой для расчета даты Пасхалии празднование Пасхи никогда не начинается раньше 4 апреля и позже 8 мая.

Это по новому стилю, что всегда уточняется по отношению к церковным праздникам и дням поминовения святых. Мы много веков праздновали Пасху со всеми христианами мира, но после введения нового календаря Восток и Рим стали делать это по своим собственным вычислениям в разные дни. Вот почему и Рождество Иисуса Христа, и другие праздники мы отмечаем в разные дни.

Пасхальное приветствие

Придя в храм на литургию, особенно в воскресный день, христиане обычно приветствуют друг друга словами «с праздником», ну а в Светлое Христово Воскресение принято здороваться, говоря: «Христос воскресе!» В ответ принято отвечать: «Воистину воскресе!»и троекратно целоваться в щеки. Так христиане здороваются, начиная с пасхальной ночи и продолжают это делать в течение сорока дней до праздника Вознесения Господня.

Крестный ход на Пасху

На праздник праздников совершается пасхальный крестный ход с радостным шествием вокруг храма. Миряне собираются на службу незадолго до полуночи, и как только из-за закрытых царских врат послышится: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», возглавляемые священником люди выходят из храма и обходят его крестным ходом, держа в руках лампады или свечи. Сопровождает крестный ход особый колокольный звон – трезвон. Это сложный вид звона, состоящий из трех частей, разделяемых паузой.

К слову, колокольня храма не замолкает всю Светлую седмицу – неделю после Пасхи. Ее еще называют «Звонильной неделей», ведь каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола.

Благодатный огонь

В последние годы появилась традиция развозить Благодатный огонь, сходящий в храме Воскресения в Иерусалиме в Великую субботу, по разным странам. Из России в Иерусалим летит полномочный представитель, который возвращается с лампадой, зажженной от Благодатного огня. От нее зажигают свечи и лампады и во многих соборах, храмах и монастырях страны. Те, кто присутствовал в иерусалимском храме в момент схождения Благодатного огня уверяют, что в первые минуты он не жжется и даже позволяет «умыть» им лицо.

Традиция готовить кулич и красить яйца

Главным символом Пасхи является кулич, который готовят из продуктов, недоступных в период поста – молока, сливок, яиц, масла и т.п. Эта традиция пришла к нам из Византии. По преданию, воскресший Христос нередко являлся апостолам во время трапезы, так что они стали оставлять для Него свободное место и кусок хлеба. К слову, именно в воспоминание этого священнослужители готовят в день Воскресения Господня специальный хлеб – артос и хранят на специальном столе всю Светлую седмицу.

Пасхальный кулич – это свой собственный артос, который верующие пекут на Пасху, едят сами и угощают своих близких. А вот традиции красить яйца мы обязаны равноапостольной Марии Магдалине. Распространяя Евангелие, она дошла до Рима и попала на прием к Римскому императору Тиберию. Рассказ о воскресшем Христе император принял с недоверием, сказав что-то типа: «Как яйцо не может стать красным, так и человек воскреснуть из мертвых». После этих слов яйцо в руках Марии Магдалины окрасилось в красный цвет.

Сегодня для окрашивания этого продукта питания используется краситель самых разных оттенков, а вместе с ним и всевозможный декор – наклейки, например. Верующие несут снедь в храм на освящение – перед пасхальным богослужением или сразу после него, а потом с благоговением вкушают.

Значение Пасхи для верующих

Трудно переоценить значение этого праздника для верующих христиан. К слову сказать, он не принадлежит к числу двенадцати двунадесятых и как будто стоит над их кругом. Все годовое православное богослужение ориентируется на этот смысловой центр. От него мы отсчитываем каждую воскресную службу – малую Пасху, говоря «первое воскресенье по Пасхе», «второе воскресенье по Пасхе» и т.д. То есть это главное событие всего литургического года и главное духовное событие с момента сотворения мира.

В Первом послании коринфянам Апостол Павел писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14). Действительно, как можно верить в существование Царства Небесного и собственное спасение, если Христос не воскрес? Люди говорят: «Не поверю, пока не увижу». А Христос говорит: «Поверишь – увидишь». Все дело в том, что существование Бога не доказывается научно. Нельзя объяснить это с разумной точки зрения, ведь тогда отпала бы сама необходимость верить. Как говорит монах Моисей Святогорец «не постигается непостижимое, не вмещается невместимое». Узрить, то есть увидеть Бога можно только чистым сердцем, а вот его очищение – это целиком наша заслуга и наша работа. Помогай вам в этом, Господь!