Мытарства

Святитель Феофан затворник говорил: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Мытарства – это своеобразные испытания, которая проходит каждая душа после земной кончины. Если она их преодолеет, то попадает в рай, ну а если не преодолеет, то ей прямая дорога в ад. Что же это за испытания такие?

Жизнь после смерти

Православные христиане верят, что со смертью ничего не заканчивается, что душу ждет Частный Суд Божий, исход которого во многом зависит от того, как она пройдет все «таможенные посты» – мытарства. На каждом из них душу будут встречать духи злобы – бесы и демоны, припоминая все то плохое, и хорошее, что она сделала в жизни. Как-то их задобрить, пообещать исправиться душа уже не может, но это можем сделать мы. В наших силах изменить посмертную участь человека, облегчить его страдания, а сделать это можно молитвой за него, милостыней от его имени,добрыми делами.

По свидетельству преподобного Макария Александрийского, Божий суд над душой вершится на 40-ой день по смерти. До этого душа дважды отправляется на поклонение Богу – в 3-й и 9-й дни. До третьего дня она пребывает на земле, с третьего по девятый обозревает пространство Небесного Рая, а все остальное время до 40-го дня осматривает адские бездны.

Никто не возвращался

Кто-то скажет: «Как мы можем знать об этом, если оттуда еще никто не возвращался». Действительно, даже сами священники не любят вдаваться в подробности, рассказывая о мытарствах, потому как информации об этом немного, если не сказать очень мало. Мы можем опираться лишь на мнение святых отцов Церкви, для которых Господь приоткрыл завесу тайны. Одной из них была блаженная Феодора – послушница преподобного Василия. Во сне умершая Феодора явилась одному из учеников Василия – Григорию и рассказала о том, что легко в основу учения о мытарствах.

Кроме того, есть книга уже покойной Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения», которую она написала с благословения игуменьи монастыря, где она несколько лет подвизалась. Она также повествует нам о том, что происходит с душой после смерти тела.

Мытарство празднословия

Празднословие нередко называют «словоблудием», и есть за что. Впустую тратя время на слухи, сплетни, шуточки человек отнимает его у молитвы, духовного делания, праведных трудов. В книге Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения» духи злобы и ненависти обрушили на героиню такой шквал празднословия на первой ступени мытарств, что она даже не успевала их слушать, не то чтобы вникать в смысл сказанного. Поэтому так важно следить за тем, что вы говорите, а самое главное – сколько времени вы уделяете пустой, никчемной болтовне.

Мытарство лжи и неправды

Еще одно мытарство, на котором надолго может застрять каждый из нас. Ложь – это не просто намеренное искажениеправды. Это и стремление приукрасить свой на первый взгляд невинный рассказ, и лесть в угоду кому-то. Да, бывает трудно сказать правду и остаться тактичным человеком, а еще бывает «ложь во спасение», но это редкие частные случаи, а в большинстве своем мы лжем с большой охотой и удовольствием, не понимая, что это подрывает основу наших добрых отношений с людьми, нашу репутацию надежного и честного человека.

Мытарство осуждения и клеветы

Пожалуй, нет более распространенного греха, в котором каются на исповеди, чем осуждение. Но даже после покаяния человек выходит за пределы храма и не перестать осуждать, ведь это так легко – скатиться из обсуждения чего-то в осуждение. Осуждение считается прерогативой тщеславия и выступает одним из тягчайших грехов, а все потому, что человек видит себя лучше и чище других – по сути, таких же, как и он сам, грешников. Но Господь говорил: «Не судите, да не судимы будете». Мы легко преодолеем это мытарство, если перестанем осуждать других.

Мытарство чревоугодия

Кто-то скажет: «Ну и что в этом плохого, ведь я ем, чтобы жить». Конечно, пища нужна человеку, но нередко мы едим гораздо больше, чем требуется для поддержания своей жизнедеятельности. Православное вероучение уверено, чтоневозможно искоренить в себе и все остальные страсти, если не искоренена страсть чревоугодия. Во многом именно для этого Церковь установила столько постных дней, чтобы через воздержания тела обуздать и свой дух.

Мытарство лености

В Священном писании под леностью понимается нерадение о своем спасении. Современный человек как никогда раньше занят всевозможными делами, работой, бытом. Он участвует в общественном движении, занимается «саморазвитием» на каких-то курсах, а о самом главном забывает. Суета отвлекает нас от духовного делания, и если это так, то духи злобы не пропустят нас на следующее испытание.

Мытарство воровства

Этот грех лишает нас Царства Небесного, потому что «…ни лихоимцы, ни татие…ни хищницы, Царства Божия не наследят» (1Кор. 6,10). Для большинства из нас вор – это профессиональный карманников и опытный домушник, к которым мы себя не причисляем, но здесь стоит хорошо подумать и вспомнить, а не соблазнялись ли мы тем, что «плохо лежит», не ездили ли в общественном транспорте «зайцем»? С духовной точки зрения воровство – это когда имеющиеся способности и таланты не приносят пользы ближним.Есть о чем задуматься.

Мытарство сребролюбия, скупости и лихоимства

Любовь к деньгам – одна из самых сильных страстей, опасность которой в том, что ее невозможно насытить. Добиваясь одного, мы всегда стремимся к большему. Апостол Павел неслучайно называл сребролюбие «корнем всех зол», ведь убогатых больше возможностей, а если говорить точнее, то искушений. Само по себе богатство – не грех. Грех – это когда оно превращается в самоцель, когда человек влюбляется в сам процесс приобретения и обладания.

Мытарство зависти

Зависть еще называют «скорбью о благе ближнего». В Библии сказано: «Завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:24). Опасность зависти состоит в том, что она убивает в нас любовь к ближним, мы становимся неспособными выполнять одну из главных заповедей Иисуса Христа, а ее источник – гордыня. Завидующий всегда ставит себя выше того, кому завидует, поэтому нужно прежде всего бороться со своей гордыней.

Мытарство гордости

Вспомним, что именно гордость толкнула денницу восстать против Бога – своего Творца. Так и мы, обуреваемые гордостью, превращаемся во врагов Богу, отвержителей Бога. Собственно, именно гордость мешает людям прийти к Богу. Гордеца невозможно направить ко спасению, ведь для этого нужно смирение, а его у него нет.

Мытарство гнева и ярости

Не каждое проявление гнева греховно и напрасно. Это чувство дано нам как оружие, чтобы противостоять злу, беда только в том, что чаще всего мы ему не противостоим, а поддаемся. Гнев как грех является извращенным проявлением «раздражительной части» души. Кто-то скажет, что он «не может не гневаться», что это чувство ему не подвластно и возникает само собой. Здесь надо проанализировать и понять, в каких случаях возникает гнев, что его провоцирует? Зачастую его порождает гордыня, когда что-то идет не так, как задумал человек, как ему хочется.

Мытарство злопомнения

Злопамятность – это тоже проявление гордости. Если человек запоминает все то зло и обиды, что ему причинили, если не прощает других, а то и мстит им, но какое ему будет прощение там, на Небесах? Ежедневно читая молитву «Отче наш», мы просим Господа простить наши грехи, как и мы прощаем наших обидчиков, а если этого не происходит, то на мытарствах бесы напомнят о каждом непрощенном нами человеке.

Мытарство убийства

На первый взгляд кажется, что это уж точно не про нас. Но даже если мы никого не лишали жизни, мы могли «убить» кого-то словом. Если кто-то умирал с голоду, а мы не подали кусок хлеба, страдал от боли, а мы не вызвали врача, то на нас лежит грех убийства, не зря святой апостол Иоанн Богослов в своем Первом послании говорил: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца (3,15). И это еще не говоря о море крови убитыхнеродившихся младенцев. Не стоит думать, что в этом грехе повинна только женщина. Мужчина, толкающий ее на это, виновен еще больше.

Мытарство чародения, обаяния, призывания бесов

Интерес со всему запретному, таинственному, неведомому всегда был высок в людях. Нас привлекает все мистическое, но тот, кто занимается этим, или обращается к таким людям за помощью, должен знать, что своими руками отдает душу в руки дьявола уже здесь, на земле, а что же будет с ним на мытарствах? Даже страшно подумать.

Мытарство блуда и прелюбодеяния

Этот грех страшен тем, что его тяжесть никто не осознает, даже за грех не считая. А между тем святой апостол Павел сказал, что «Ни блудницы… ни прелюбодеи, ни сквернители… Царствия Божия не наследят» (1Кор. 6–9, 10).Сегодня уже никого не удивить сожительством без регистрации брака, но на этот счет Церковь была и остается непреклонной. При этом она никогда не говорила о том, что соитие само по себе является грехом. Блуд является грехом, а жизнь с партнером в браке, где царит любовь и гармония, где есть цель рождения детей – это счастье.

Мытарство ересей

Под ересями понимают учения и концепции, которые противоречат вероучению Церкви. То есть любое отрицание истины Божественного Откровения – ересь. По сути, еретики отвергают христианство, подменяют его другими понятиями, а то и вовсе откровенно богохульствуют. По понятным причинам они это мытарство не пройдут, так как при жизни отпали от истинного учения Иисуса Христа, и автоматически закрыли себе дверь во спасение.

Мытарство немилосердия и жестокосердия

Кто-то скажет: «Это не мы такие, жизнь такая». Да, об этом говорил и апостол Иоанн: «Мир во зле лежит». Мы страдаем от черствости и обид других людей, предательства друзей. Мы нередко ощущаем себя беспомощными перед сильными мира сего, сложившимися обстоятельствами, тяжелыми испытаниями, но зло никогда не победить злом. Зло лишь еще больше его приумножает, а побеждает любовь, прощение, милосердие.Если мы хоть капельку верим в Бога, то должны помнить об этом, когда нас угнетают, осуждают, несправедливо поступают с нами.

Теперь понятно, почему так важно творить усиленную молитву об умершем близком первые 40 дней после его кончины, но и потом не переставать молиться, подавать милостыню и совершать добрые дела. В конце концов это хороший пример для наших детей и близких, от стараний которых будет зависеть и наша посмертная участь. Помогай Господь!