Монастыри: назначение, виды и формы

Мужской и женский, пустынь и скит…Как, оказывается, много существует разновидностей монастырей! Кому мы обязаны их появлению, и как устроена жизнь в современных монастырях?

Первые монастыри

Их появлению мы обязаны таким прославленным святым, как Антоний Великий, Феодосий Великий, Пахомий Великий. Феодосий является основателем монашеского общежития, а начинал он свой путь служения Господу в пещере, в которой, по преданию, ночевали евангельские волхвы, когда возвращались из Вифлеема после поклонения родившемуся Спасителю. Надо сказать, что искавшие уединения отшельники редко его находили. С ними постоянно искали встречи как простые люди, нуждающиеся в духовном совете, так и те, кто мечтал поучиться у них труду во Славу Божию.

Отшельники понимали, что уединенный образ жизни посилен и полезен не для всех, что дало толчок для появления в разное время и в разных местах определенных общин, живущих обособленно от остального мира и придерживающихся определенного устава. Несмотря на строгие правила и четкую иерархию, требующую беспрекословного подчинения, монашеская жизнь строится на евангельских принципах любви и дружбы, доверия настоятеля и братии. А главная цель монашества – отвергнуть мир со всеми его соблазнами и искушениями и направить усилия для стяжания Царства Небесного. Ведет монахов, осуществляя духовное над ними руководство, игумен или игуменья.

В монастыре монахи получают все необходимое для жизни – жилье, питание, медицинское обслуживание, одежду, обувь и т.п. При этом многим из вышеперечисленного они обеспечивают себя сами. Нередко в монастырях имеются свои пасека, коровник, курятник, не говоря о засеянных пшеницей и другими культурами полях и огородах. На Афоне, к примеру, монахи сами ловят рыбу. Если насельник заболеет, то братия будет ухаживать за ним до самой кончины.

Мужские и женские

Не секрет, что монастыри разделяются на мужские и женские. Смешанных, в которых мужчины служат вместе с женщинами, не существует, хотя изначально возникали так называемые «двойные» монастыри, где в рядом стоящих зданиях и даже двух половинах одного здания жили насельники разного пола. Это вызывало вполне естественный соблазн, и со временем от такого смешения отказались.

Первый женский монастырь основал для своей сестры Марии Пахомий Великий. Затем стали появляться и другие, чисто женские обители. Устав в них ничем не отличается от устава в мужских монастырях, то есть никакого послабления для слабого пола не делается. Обычно в монастыри шли давшие обет безбрачия девушки и вдовы. Нередко в существовавшие при монастырях школы отдавали своих дочерей знатные и обеспеченные родители, чтобы их научили там всем необходимым в жизни премудростям – шитью, прядению, вышивке и др. По завершении обучения девушки возвращались в свои семьи.

Огромное количество времени и трудов уходило у монахов на переписывание рукописей, богослужебных книг, сочинений святых отцов. К IX–XIIвекам многие обители, особенно западноевропейские, обзавелись огромными библиотеками, которые хранили, как зеницу ока, считая своей главной ценностью.

Формы монашеского жительства: отшельничество, общежитие и скит

К основным формам как в первые века, так и сегодня относят отшельничество, общежитие и скитское житие. Отшельничество предусматривает индивидуальный монашеский подвиг. К самым ярким примерам относят Антония Леринского, святого Евсевия, Иоанна Ликопольского. Почитаемый в России святой Серафим Саровский одно время также вел отшельническую жизнь в Саровских лесах, но закончил он свой земной путь в обители, которую сегодня знают под названием Дивеево. Основателями отшельничества являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий, а вот родоначальником общежительного монашества является преподобный Пахомий Великий. Это с его «подачи» появились общины, где монахи несли совместные труды, деля общую трапезу и подчиняясь общим правилам.

При скитской форме жительства у каждого монаха имеется обособленно расположенная келья. В ней он проводит большую часть времени, а вместе они собираются только на богослужение. Нередко скиты устраивают неподалеку от больших монастырей, но есть и такие, которые скрыты от посторонних глаз. В горах Кавказа, Абхазии есть немало спрятанных от внешнего мира скитов монахов-отшельников, к которым можно добраться только по горным тропам, рискуя жизнью. Тем, кому интересно узнать, как они там живут, стоит посмотреть фильм Бориса Корчевникова «Святой Дух» в трех частях.

По типу подчинения

Монастыри подразделяются по типу подчинения на ставропигиальные, епархиальные и приписные. Первыми управляет сам Патриарх Московский и вся Руси, епархиальными – епархиальный архиерей. Приписные монастыри создаются при обителях, которые отличаются многочисленностью братии, благочинием и ведут успешную хозяйственную деятельность. Об открытии приписного монастыря принимает решение патриарх и Синод в ответ на просьбу архиерея основного монастыря. Управляет им, следит за жизнью и выполнением устава игумен основного монастыря.

Другие виды

Некоторым особняком от обычных монастырей стоит лавра. Первые монастыри такого типа появились в Палестине в IV–VIвеках. Это были крупнейшие мужские монастыри, сочетающие в себе общежития и отшельничества. Это значит, что насельники вели в них самостоятельную жизнь, например, занимались ремесленничеством, но при этом они удовлетворяли свои потребности сообща, обустраивая защиту от нападений, совместный быт и пр. Этим лавра отличается от киновии – монастыря общежитского устава, где у монахов нет личной собственности, а все общее – общее распределение труда и благ.

Самая известная – лавра Фаран. К сожалению, она не дошла до нас в своем первоначальном виде, но в ней до сих пор служат божественную литургию в день памяти преподобного Харитона. Из существующих сегодня лавр самыми известными являются Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Александро-Невская лавра в честь Святой Троицы.

Есть обители, которые принято называть «пустынь». Одна из самых известных – Оптина пустынь. Так называют монастыри, которые обустраивают в местах, отдаленных от населенных людьми пунктах. А еще существуют монастыри с подворьями. К примеру, сам монастырь может находиться высоко в горах, как, например, мужской монастырь Косьмы и Дамиана а Алуште, Крым, а его подворье с храмом, жилыми корпусами, хозяйственными и представительскими постройками – в центре города. Подворьем управляет настоятель, находящийся в непосредственном подчинении у игумена. У монастыря может быть сразу несколько подворий в разных городах, как у Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. У него есть подворье в Архангельске, Москве, с. Фаустове и г. Кеми.

Паломничество

Большой популярностью среди православных верующих христиан получили паломнические поездки по святым местам, в том числе в монастыри, где они могут прикоснуться к истории Русской Православной Церкви, принять участие в богослужении, приложиться к святым мощам и получить совет духовного лица с опытом иноческой жизни. Большего всего паломников принимают Дивеевская обитель в Нижегородской области, Оптина пустынь, Троице-Сергиева Лавра, Задонский Рождественско-Богородицкий монастырь, Псково-Печерский монастырь.

Тур-операторы организуют специальные паломнические туры, которые преследуют цель посетить за одну поездку сразу несколько обителей с возможностью проживания в каждой из них какое-то время. При желании каждый может приобрести такой тур или отправиться в частную поездку на своем транспорте, поезде или самолете. В таких обителях паломникам представляют жилье, их кормят в трапезной, проводят для них экскурсии, но основная цель – это, конечно, не созерцание местных достопримечательностей, а духовная работа на собой, ведь паломничество требует от человека больших затрат – как телесных, так и духовных.

Это такой, как сегодня принято говорить, «выход из зоны комфорта», когда человек в некотором смысле проверяет себя, на что он способен, готов ли терпеть неудобства, недосып, ограничения в пище и т.п. Необходимо помнить, что паломничество – это не отдых. Напротив, это труд, за который человек еще и деньги платит. Но при этом он знает, ради чего и для чего он старается, ведь все в его жизни подчинено одному – спасению души, а ради этого можно и нужно потрудиться.

Послушничество

При желании отправляющийся в паломническую поездку христианин может остаться в монастыре в качестве трудника. Трудник – это трудящийся на благо обители, причем безвозмездно, в качестве добровольного пожертвования. Он может пасти скот, ухаживать за животными, трудиться на кухне, в поле или заниматься уборкой помещений. Живя в монастыре, трудники получают бесплатное питание и проживание. Познакомившись с жизнью обители изнутри, оценив посильность соблюдения установленных в ней правил, трудник может принять решение стать послушником.

Послушник – это уже будущий монах, готовящийся принять постриг. Каждой послушник обязан пройти испытательный срок, продолжительность которого устанавливается индивидуально. Обычно должно пройти не меньше трех лет, прежде чем игумен примет решение, что человек готов к такому служению. Сократить такой срок могут для получающих духовное образование и тех, кого постигла тяжелая болезнь. Если послушник регулярно нарушает устав, ведет себя недостойно звания монаха, то его могут выдворить из монастыря.

Тем, кто принимает решение стать монахом, необходимо хорошо подумать, тщательно взвесить все за и против. Есть люди, которые полагают, что монашество – это такое бегство от мира, проявление слабости. На самом деле все с точностью до наоборот. Чтобы молиться за весь мир, нужно обладать недюжинной духовной силой, иметь огромное желание служить Богу, подчиняться Ему во всем. Все дело в том, что монашество возможно только в соработничестве с Богом. Сам по себе монах не может ничего, а с Богом ему подвластно все. Поэтому он и принимает решение отречься от мира, чтобы ничего не мешало ему целиком и полностью служить и выполнять Божью волю.