Крещение Господне

19 января Православная Церковь празднует один из важнейших христианских праздников – день Крещения Господня. Он посвящен крещению Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан и имеет еще одно название – Богоявление. Почему так называется этот праздник, и какие традиции с ним связаны, мы расскажем в нашей статье.

Событие крещения

О крещении упоминают все четыре евангелиста, рассказывая, как Спаситель пришел к Иоанну Предтеча, чтобы креститься от него. Известно, что Иоанн проповедовал покаяние и призывал иудеев креститься в воде во оставление грехов. Конечно, это не было таинством Крещения, которое мы знаем сегодня, но определенно было его прообразом.

К слову сказать, Спасителю незачем было креститься, ведь греха Он не имел и иметь не мог, но Его погружение в воду преследовало цель освятить крещение, наделить этот символический обряд возрождающей и благодатной силой. То есть этим шагом Он утверждал значение Иоаннова крещения и открывал для человечества дверь в Свое Царство. Кроме того, с этого момента Он начинает Свое земное служение. После крещения Иисус Христос ушел в пустыню, где Он постился и молился 40 дней, чтобы подготовиться к своей миссии.

Почему «Богоявление»?

У этого праздника есть и еще одно, малознакомое людям название – Богоявление. Так праздник называется потому, что во время крещения раскрылась сущность троичности Бога: крестился Сын Божий, во время таинства на него сошел Святой Дух, а Бог Отец проявил Себя, когда с неба послышался его глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: -17). Таким образом людям явилась Пресвятая Троица, вот почему праздник носит название «Богоявление».

История праздника

В Древней Церкви, то есть до IV века Рождество Христово и Крещение Господне праздновали вместе. В конце IV столетия Рождество стали отмечать особо 25 декабря, а Крещение – в свою дату. Но службы обоих этих праздников идут в течение нескольких дней, а еще они отличаются одинаковой структурой и имеют «сочельник», а также предваряются постным днем. Накануне в храмах служат навечерие Богоявления, 19 января – саму службу праздника, а 20 января вспоминают Собор святого пророка Иоанна Предтечи. Всего у Богоявления 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Отдание праздника совершается 27 января, которое отмечается особым, торжественным богослужением.

В первые века христианства оглашенные, то есть новообращенные христиане, старались креститься на праздник Богоявления, поэтому этот день носил название «дня Просвещения», «праздника Светов». В то же время появилась традиция освящать в этот день воду в водоемах.

Освящение воды

На праздник Крещения воду освящают дважды – в Крещенский сочельник Чином Великого освящения воды, который носит название «Великой агиасмы». Второй раз – в день Богоявления на Божественной литургии. Среди суеверных людей до сих пор ходят споры о том, какая вода «сильнее», но Церковь выступает решительно против такого «магического» подхода. Да, крещенской водой принято кропить комнаты и предметы в доме, пить ее натощак в течение всего года, но при этом помнить, что нет воды «сильной» и «слабой». Вся освященная особым чином, в том числе на молебне с водосвятием может и должна употребляться верующими в качестве поддержки, не зря есть специальная молитва перед принятием святой воды, в которой верующий выражает убеждение, что она поможет ему в укреплении душевных и телесных сил, в покорении страстей и немощей.

Кроме того, не утихают споры по поводу того, вся ли вода на праздник становится святой. Одни священники говорят, что вода из-под крана святой не является, что освящается лишь та вода, над которой был совершен чин освящения. Другие говорят, что освящается все водное естество, становясь подобным водам Иордана, в которых был крещен Спаситель, а вот считать святой только освященную батюшкой воду – это как раз магический подход. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Да, Дух Святой дышит, где хочет. В момент Крещения вода святая везде, а ее освящение — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога. Самое главное – не воспринимать это как магию, не ударяться в крайности.

Купание в проруби

Точно также дело обстоит с купанием в Иордани, роль которой в этот праздник выполняет любой водоем, вода в котором была освящена чином освящения. В последние годы возросли случаи смертельных исходов после окунания в прорубь. Все эти случи или большая их часть касалась купания в непроверенных, никем не оборудованных местах, куда не ступала нога священника. Кроме того, смертельные исходы были связаны с употреблением спиртных напитков.

Ну что здесь можно сказать. Это как раз тот случай, когда хорошая народная и церковная традиция превращается в фарс и пародию, не имеющую ничего общего с верой. Вот почему многие священники и архиереи Русской Православной Церкви стали призывать не рисковать своим здоровьем и жизнью, а епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор и вовсе запретил духовенству и мирянам участвовать в купаниях. Конечно, одно дело, когда человек готовится к празднику, постится, молится, принимает участие в богослужении, а потом с молитвой окунается в Иордань по примеру Своего Учителя, и совсем другое, когда он с улюлюканьем, а может быть и матом бросается в ледяную воду.

Но и по-настоящему верующие, и далекие от веры люди должны помнить, что купание в Иордани не смывает грехи, как принято думать. Ради этого точно лезть в воду не стоит. Это лишь традиция, желание во всем подражать Христу, ну а если так хочется очиститься, то в первую очередь нужно принимать участие в таинствах исповеди и причастия, причем делать это регулярно. Ведь тело в ванной люди моют регулярно, а не один раз в году. Так и очищение души – процесс постоянный и непрерывный.

Иконография праздника

На изображениях Крещения первых веков христианства Спаситель поражает нас своей юностью, отсутствием бороды, а вот на более поздних вариантах Он уже предстает перед нами взрослым мужчиной. Примерно в VI–VII веках на иконах праздника стали изображать ангелов, а над Христом рисовать небо, из которого к Нему нисходит голубь – символ Святого Духа. Центральными фигурами были и остаются Иисус Христос и Иоанн Креститель, возлагающий свою правую руку на голову Спасителя. Свою правую руку Христос держит в благословляющем жесте.

Что можно, а что нельзя делать на Крещение?

Собственно, о многом уже было сказано выше. Богоявление – это большой церковный праздник, когда каждый верующий стремится попасть на богослужение в храм, чтобы принять участие в чине освящения воды и принести ее домой, выпить самому, дать близким, а то и отнести болящим людям, которые по причине своей немощи на службу не попали. Необходимо помнить, что Крещенский сочельник – постный день, а вот на сам праздник уже можно разговеться, накрыть стол, посидеть с близкими людьми.

Конечно, это не должно стать поводом, чтобы напиваться и нырять в прорубь, ведь последствия могут быть самыми печальными. А вот чего еще не стоит делать на Крещение – так это ругаться, ссориться, выяснять отношения с людьми, а тем более гадать. Церковь выступает решительно против такого магического ритуала, тем более с использованием крещенской воды.

Помните, что праздник Крещения или Богоявления призван напомнить нам о собственном крещении, когда священник вот также трижды окунал нас в купели во оставление грехов. Те грехи остались в прошлом, но сколько мы успели накопить с того дня? Пора всем нам подумать об очищении – настоящем, подлинном, а не мнимом, магическом. Помогай вам в этом Господь!

Молитва на Крещение

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий Единоро́дный, от Отца́ пре́жде всех век рожде́нный, Све́те от Све́та, просвеща́яй вся́ческая, в после́дняя же ле́та от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно воплоще́нный и в мир сей на спасе́ние на́ше прише́дый! Ты бо не потерпе́л еси́ ви́дети от диа́вола му́чима ро́да челове́ча и сего́ ра́ди в пресве́тлый день Богоявле́ния Твоего́ прише́л еси́ на Иорда́н ко гре́шником и мытаре́м крести́тися от Иоа́нна, безгре́шен сый, да испо́лниши вся́кую пра́вду и да во́зьмеши в вода́х Иорда́нских грехи́ всего́ ми́ра, я́ко А́гнец Бо́жий, во е́же понести́ их на Себе́ и искупи́ти Креще́нием кре́стным, пречи́стою Кро́вию Твое́ю. Сего́ ра́ди погрузи́вшуся Тебе́ в вода́х, отверзо́шася Тебе́ небеса́ Ада́мом заключе́нная и Дух Святы́й сни́де на Тя в ви́де голуби́не,

просвеще́ние и обоже́ние нося́й естеству́ на́шему, и Пребоже́ственный Оте́ц Твой возвести́ Тебе́ небе́сным гла́сом благоволе́ние Свое́, зане́ сотвори́л еси́ во́лю Его́ и челове́к грехи́ восприя́л еси́ и Себе́ на закла́ние уже́ предугото́вал еси́, я́коже Сам рекл еси́: «Сего́ ра́ди лю́бит Мя Оте́ц, я́ко Аз ду́шу Мою́ полага́ю, да па́ки прииму́ ю́», и та́ко во всесве́тлый день сей, Ты, Го́споди, положи́л еси́ нача́ло искупле́ния на́шего от грехопаде́ния прароди́тельскаго. Сего́ ра́ди вся си́лы небе́сныя ра́дуются и вся тварь весели́тся, ча́юще свобожде́ние свое́ от рабо́ты истле́ния, глаго́люще: Прии́де просвеще́ние, благода́ть яви́ся, избавле́ние наста́, мир просвети́ся и лю́дие ра́достию исполня́ются. Да весели́тся ны́не не́бо и земля́ и мир весь да игра́ет; ре́ки да пле́щут; исто́чницы и озе́ра, бе́здны и моря́ да сра́дуются, я́ко Боже́ственным Креще́нием освяти́ся днесь естество́ их.

Да ра́дуются днесь и челове́ков собо́ри, я́ко естество́ их взы́де ны́не па́ки к пе́рвому благоро́дию и вси с ра́достию пою́т: Богоявле́ния вре́мя. Прииди́те мы́сленно на Иорда́н, виде́ние ве́лие в нем у́зрим: Христо́с ко Креще́нию гряде́т. Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит. Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет грехи́. Христо́с овча́ похи́щеннаго и заблу́ждшаго прихо́дит иска́ти и обре́т е́ вво́дит в рай.

Сего́ Боже́ственнаго та́инства воспомина́ние пра́зднующе, усе́рдно мо́лимся Тебе́, Человеколю́бче Го́споди: сподо́би нам жа́ждущим по гла́су Твоему́ приити́ к Тебе́, Исто́чнику присноживо́тныя воды́, да почерпе́м во́ду благода́ти Твоея́ и оставле́ние грехо́в на́ших и да отве́ргшеся нече́стия и мирски́х по́хотей; целому́дренно и де́вственно, и пра́ведно и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, жду́ще блаже́ннаго упова́ния и явле́ния сла́вы Твоея́, Вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего, да не от дел на́ших спасе́ши нас, но по Твое́й ми́лости и по обновле́нию Свята́го Ду́ха Твоего́ ба́нею пакибытия́, Его́же оби́льно излия́л еси́, да оправди́вшеся благода́тию Его́, насле́дницы бу́дем ве́чныя жи́зни во Ца́рствии Твое́м, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нам просла́вити всесвято́е И́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.