Киево-Печерская лавра
Один из самых известных и древнейших монастырей переживает сегодня непростые времена. Все монахи из него выгнаны, а настоятель митрополит Павел (Лебедь) долгое время находился под стражей и даже перенес серьезную операцию, подорвавшую его и без того слабое здоровье. Остается только надеется, что третий Удел Богородицы, как еще называют Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, сможет возродиться, как птица Феникс из пепла, что она делала уже неоднократно.
Святые основатели обители
Первое упоминание о пещерах встречается в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца. Основателем монастыря автор называет священника Иллариона, который облюбовал живописный холм неподалеку от Берестова и выкопал в нем пещеру, затворившись в ней для молитвы. Впоследствии Иларион стал первым митрополитом и духовником Ярослава Мудрого, а в опустевшей пещере поселился преподобный Антоний Печерский. Это случилось в 1051 году. Именно эта дата считается днем образования общежительного монашества на Руси.
Пришедшие вслед за Антонием монахи выкопали здесь сеть пещер, устроив в них первые храмы. Сегодня эти пещеры называют Дальними или Феодосьевыми, а те, что появились после – Ближними или Антониевыми. Когда пещеры стали для братии тесны, они построили наземную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а появившийся на этом месте монастырь получил название Печерского.
История развития
В дальнейшем монастырь рос и развивался, став крупнейшим церковным и культурным центром Древнерусского государства. В 1169 году он обрел статус лавры, став великокняжеской архимандрией и ставропигией. Существенные разрушения обители принесло землетрясение в 1230 году, а спустя 10 лет обитель разорили монголы. В XIII–XVIвеках местные земли попали под контроль Великого княжества Литовского, а в XVI–XVIIвеках – Речи Посполитой. В 1590-х годах монастырь пытались захватить униаты, но братия отстояла обитель. И не просто отстояла, а долгие годы поддерживала православное христианство на юго-западе Руси.
Собственная типография выпускала православные книги, а еще здесь открыло свои двери высшее учебное заведение, из стен которого вышли известные просветители Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, архиепископ Димитрий Ростовский и др. В состав Русского государства Киев вернулся в 1654 году, а спустя пару десятков лет стал ставропигией Патриарха Московского и всея Руси. К концу XVII-началу XVIII века силами гетмана Ивана Мазепы монастырь активно реконструируется и восстанавливается, так что к концу XVIII века превращается в отдельный город со своей промышленностью и обширными владениями. К этому моменту окончательно сформировался архитектурный ансамбль обители, в которой господствовала стилистика украинского барокко.
Вплоть до 1917 года монастырь оставался одним из главных духовных и культурных центров ПравославнойЦеркви со своей библиотекой, приходским училищем, издательством.
Советский период
В 1918 году красногвардейские отряды разграбили лавру, убили наместника митрополита Владимира (Богоявленского). Впоследствие на территории обители учредили инвалидный городок, Музей культов и быта, а после объявили ее историко-культурным государственным заповедником. Оккупировавшие Киев немецкие войска нанесли существенный урон монастырю, взорвали главный храм – Успенский собор, причем снимали это на камеру для отчетности.
Монастырь возобновил свою деятельность в 1988 году. Сначала ему вернули Дальние пещеры, а в 1990 году и Ближние. В этом же году ансамбль построек монастыря внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Подробнее о пещерах
На пещерах монастыря стоит остановиться более подробно, ведь такие массовые захоронения есть не в каждой обители. Первым в пещерах похоронили преподобного Антония, а вслед за ним стали погребать и братию. Для этого в стенах прокапывали двухметровые ниши с высотой и шириной до полуметра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в эту нишу, заслоняя деревянным щитом, а после – замуровывая. Через 2 года погребения открывали, а костные останки переносили в крипты – костницы. Нетленные же останки оставляли на прежнем месте.
На протяжении многих столетий пещеры служили местом молитвы монахов, а еще здесь хранили святыни и прятали местных жителей при нашествии иноземцев. Для удобства многочисленных паломников пещеры благоустроили и расширили, чтобы в них могли разминуться два человека. Реконструкция затронула и храмы древних пещер – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, Благовещенскую и Рождественскую церкви, храмы преподобного Варлаама и преподобного Феодосия Печерского.
В коридорах пещер еще сохранились окна келий монахов-затворников. Дверь келии уходящего в затвор монаха замуровывали, а еду – стакан воды и просфору один раз в день подавали через специальное окно. Если вода и питье оставались нетронутыми, то братия понимала, что монах умер и переставала снабжать его провизией.
Святыни Киево-Печерской обители
К ним относят:
- Икону Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерскую. Она была вручена Печерским отцам Антонию и Феодосию в 1073 году.
- Свенская икона Божьей Матери «Всецарица». Это одна из древнейших икон. По преданию ее написал русский иконописец Иеромонах Алипий.
- Святые мощи преподобного Нестора Летописца.
- Мощи Симона и Поликарпа, создавших Киево-Печерский патерик.
- Мощи преподобного Алипия-иконописца.
- Мощи врача Агапита.
- Мощи русского богатыря Ильи Муромца.
Интересные факты
С Киево-Печерской лаврой связано немало интересных фактов:
- в пещерах монастыря покоятся честные мощи 123-х угодников Божиих, пребывающих в нетлении. Такого количества нет ни в одном другом монастыре;
- колокольня лавры имеет наклон на 62 см. Такой архитектурный ход был вызван необходимостью – постройка стоит на холме, грунт которого склонен к оползням. С течением веков крен нисколько не увеличился;
- куранты монастыря исправно работают многие сотни лет, причем их еще ни разу не ремонтировали;
- в 1978 году в одной из крипт Ближних пещер археологами была обнаружена замурованная бутылка с письмом за подписью архимандрита Валерия (Устименко). Он был настоятелемобители с января 1942 г, а с 1944 года наместником Киево-Печерской лавры. В письме он писал о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе.