Богослужебное облачение священника

Наверняка многие задумывались над тем, почему священники и другие служители церкви носят особые одежды, которые отличают их от обычных людей. Конечно, это далеко неслучайно, ведь в их облачении каждая деталь и даже цвет имеет значение. Попробуем разобраться, что они означают и какую смысловую нагрузку несут.

«Для величия и красоты»

Необычная, особая одежда священников – это не какая-то их прихоть, а Божественное установление для «величия и красоты». Об этом сказано в книге «Исход», где упоминается первосвященник Аарон и его особые одеяния. Действительно, если задуматься, то вряд ли божественные службы были бы такими торжественными и благолепными, если бы священники служили их в привычных для всех джинсах и футболках. Богослужебное одеяние не может быть использовано в быту для ношения в обычной жизни, поэтому священники облачаются в него непосредственно перед службой, а после нее снимают и оставляют в храме.

Первые богослужебные одеяния начали использовать ученики Спасителя апостолы, облачаясь в хитон в подражание Самому Иисусу Христу. Хитон – это длинная бесшовная рубаха, которая в зависимости от материального состояния человека выполнялась из дорогой, либо дешевой ткани. Хитон стал прообразом современного стихаря, который носят чтецы и пономари. Он символизирует собой ангельскую чистоту, а у дьякона стихарь дополняется орарью, символизирующей крылья ангела. Монахи-схимники также облачаются в хитон, причем не простой, а хитон-власяницу, символизирующую нестяжание.

По мнению священника и русского богослова Павла Флоренского, одежда человека таинственно связана с его духовной сущностью. Она как бы продолжение тела, поэтому имеет глубоко духовное значение. По этой причине одеяние священнослужителей не может быть светским. Напротив, оно должно подчеркивать свою «надмирность», неподвластность переменчивой моде. Ее задача – указывать на Божью благодать, высоту и достоинство церковного служения. Большинство элементов облачения имеет многовековую историю и символический смысл, с которым стоит познакомиться поближе.

Цвета богослужебного облачения

Первым делом стоит рассказать о цветах, ведь наверняка многие замечали, что они меняются от службы к службе. Священник выходит то в золотом, то в синем, а иногда в ослепительно белом одеянии. Конечно, это что-то означает, ведь каждому церковному празднику присвоен определенный цвет:

  • золотой, используемый чаще других. В одеяния золотого цвета одеваются в воскресные дни, а также дни памяти пророков, апостолов и святителей;
  • голубой. Он указывает на празднование Богородичного праздника или Сретения Господня;
  • фиолетовый. Это цвет субботы и воскресных дней Великого поста. В облачение этого цвета одеваются также в праздник Воздвижения Креста Господня;
  • красный. Традиционно – цвет Пасхи. В облачение красного цвета одеваются в полиелейные и бденные праздники в честь мучеников;
  • зеленый. Это цвет Пятидесятницы, Вербного воскресения, а еще его можно увидеть в облачении священнослужителей в полиелейные праздники в честь преподобных;
  • белый. Это цвет заупокойных богослужений. Белые ризы священники надевают в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня, Преображения. Это же касается праздников Ангелов и Таинства крещения;
  • черный. Это цвет седмичных дней Великого поста.

Богослужебное облачение

В зависимости от сана применяется следующее богослужебное облачение:

  • у церковнослужителя – стихарь;
  • у дьякона – подрясник, поручи, орарь и стихарь;
  • у священника – подрясник, ряса или подризник, поручи, епитрахиль, фелонь, пояс, наперстный крест;
  • у архиерея – подрясник, ряса или подризник, поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос или фелонь, омофор, крест, панагия, митра.

А теперь попробуем разобраться, что это, для чего нужно и что означает:

  1. За стихарь уже было сказано выше, а вот подрясник носится под рясой и в отличие от последней имеет узкие рукава. В целом он похож на обычное расклешенное женское платье в пол и имеет черный цвет. Вплоть до XVII века на Руси вместо греческого подрясника носили кафтан-однорядку, который мог быть как нижней, так и верхней одеждой. Собственно, подрясник и сегодня также можно надевать как под рясу, так и в качестве верхнего облачения.
  2. Поручи. Речь идет о нарукавниках, плотно облегающих запястье священника и стягивающихся шнурками. Во-первых, они используются из чисто практических соображений, ведь при приготовлении Священных Даров можно ненароком смахнуть что-то с жертвенника, зацепить утварь, используемую при крещении, венчании, причащении и других Таинствах. Но главное – это, конечно, смысл. Поручи символизируют путы на руках Христа.
  3. Орарь. Это длинная широкая лента, надеваемая поверх стихаря. Орарь используется в качестве призыва к молитве, не зря дьякон поднимает его передний конец перед каждым прошением. Но это еще и напоминание об омовении Иисусом Христом ног учеников.
  4. Ряса. Это длинное до пят и просторное платье с широкими рукавами преимущественно черного цвета. Ряса и подрясник тесно связаны и возникли примерно в одно и то же время. Ряса – это символ служения Господу, готовности во всем Ему подражать. Ниспадающая ткань олицетворяет Божью благодать, которая укрепляет и покрывает человеческую немощь.
  5. Подризник. Его надевают на подрясник, а сверху облачаются в ризы. Это символ брачных одежд Царствия Небесного.
  6. Епитрахиль. Эта длинная широкая лента, огибающая шею, известная с XV века. Спереди на ней изображены три пары крестов, указывающих на право священника совершать шесть Таинств, то есть все, кроме рукоположения. Седьмой крест на шее означает подчиненность епископу. Без этого элемента облачения священник не имеет права совершать ни одно богослужение.
  7. Фелонь или риза. Это верхнее облачение священнослужителя, имеющее длину до пят и прорезь для головы. Сегодня риза олицетворяет собой багряницу, плащ пурпурного цвета, в который Спасителя завернули воины Понтия Пилата.
  8. Пояс. С его помощью священник стягивает епитрахиль и рясу или подризник. Он имеет вид длинной узкой полосы ткани и указывает на готовность к послушанию и служению. При завязывании пояса священник читает особую молитву: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…».
  9. Наперстный крест. Его священник носит на груди как знамение победы Христа над смертью и адом. Это главный символ и отличие священника – служителя по образу Самого Христа. До наперстного креста священнослужители и верующие носили на груди ящичек с мощами в виде креста, а с XVIII века его заменил наперстный крест.
  10. Омофор. Может быть великим и малым. В обоих случаях имеет вид ленты с изображениями крестов, которую носят на плечах. Омофор – это символ заблудшей овцы, то есть грешника, которого Добрый Пастырь, то есть Господь, взял на свои плечи.
  11. Панагия. Это изображение Богородицы, которое архиерей носит на груди.

Награды священников

Некоторые предметы облачения относятся к наградам, получаемым священниками после рукоположения и за какие-либо заслуги. Это скуфья, набедренник, камилавка, крест с украшениями, палица и митра. Скуфья – это головной убор, название которого произошло от имени скифов, которые, как полагают историки, носили подобные шапки. По указу Павла I бархатная фиолетовая скуфья стала почетной наградой священнослужителей – второй после набедренника. Набедренник представляет собой прямоугольный плат, на котором изображен крест. Это первая награда священнику, которую принято носить на правом бедре как носили воины на Руси свой меч. Это тоже меч, но только духовный, меч слова Божьего.

Камилавка – это головной убор, похожий на расширяющийся кверху цилиндр. Фиолетовая камилавка дается в качестве награды архидьякону, протодиакону и священнику, а черная указывает на принадлежность рясофорному монаху. Палица – это матерчатый ромб, который также подвешивается на ленте у правого бедра. Это еще одно духовное оружие слова Божьего. И, наконец, митра. Это головной убор сферообразной формы, богато украшенный и расшитый бисером, камнями и т.п. Митра относится к облачению архиереев и архимандритов, а вот обычные священники могут получить ее только как награду за особые заслуги.

Нередко под «ризами» понимают все богослужебное одеяние священника. Последний надевает на себя все диаконское облачение и сверху то, что соответствует его сану. В свою очередь епископ надевает все священническое облачение и сверху то, что соответствует его сану и т.д.

Облачение монахов

Богослужебные одеяния монахов отличаются от одеяний священников. Обычно они носят куколь – одеяние великой схимы с капюшоном черного цвета и двумя длинными полосками материи, закрывающими спину и грудь. Это так называемый «Шлем Спасителя», который указывает на духовную закрытость, обособленность монаха от воздействия земных страстей.

Рясофорный монах носит рясу и камилавку, монах малой схимы – хитон, а еще рясу, мантию, клобук, а вот на монахе великой схимы вместе с хитоном можно увидеть рясу, мантию, куколь и аналав – четырехугольный плат с изображением страстей Господних. На монахе малой схимы он представлен параманом – платом с изображением креста.