Праздник Петра и Павла

12 июля Православная Церковь празднует один из самых больших и почитаемых праздников – День Петра и Павла. Его предваряет пост, продолжительность которого зависит от дня Пасхи. Почему именно этих апостолов – учеников Христа мы чествуем и прославляем в этот день?

Твердость веры и недюжинный ум

Говорят, что апостолы плохо ладили между собой, что, впрочем, неудивительно. Что могло быть общего у простого рыбака и ученого книжника? Петр был, как сегодня бы сказали, «из простых». Он зарабатывал на жизнь ловлей рыбы. Именно во время работы его и призвал Иисус Христос, назвав «Камнем» и пообещав создать на этом камне Петровой веры Церковь Свою, которую «врата ада не одолеют».

Павел же даже не видел Иисуса Христа вживую, хотя жил в то же самое время. Он получил блестящее образование и должен был стать раввином, но Господь уготовал ему другую судьбу. Он явился Савлу – так звали Павла, когда он отправился в путешествие в Дамаск, чтобы найти, разоблачить и уничтожить христиан. Господь сказал Савлу, что Он есть Иисус Христос, Которого тот гонит. С этого момента ярый противник христианства становится ревностным последователем учения Иисуса Христа.

Казалось бы, за что мы так почитаем этих апостолов? Разве они сделали больше, чем другие? Напротив, про Петра известно, что он трижды отрекся от Христа, когда Спасителя схватили стражники, а Павел был гонителем веры, на его руках была кровь первых христианских мучеников. Но именно за это их Церковь и прославляет, воспевая в них образ обращения согрешающих и исправляющихся. Петра она чтит как отвергшегося, но покаявшегося, а Павла как сопротивляющегося проповеди слову Божьему, но уверовавшего.

Стоит сказать, что оба они приняли мученическую кончину. Петр был распят на кресте, причем вниз головой. Это желание он выразил сам, так как считал себя недостойным быть распятым как Иисус Христос. Павел был обезглавлен.

История празднования

Историки до сих пор спорят по поводу даты смерти апостолов, но на этот счет существует определенное церковное предание, которое гласит, что они отдали Богу душу либо в один день, либо в один день с разницей в год. Это дает основание совершать день памяти этих апостолов в один день, а дата 12 июля была выбрана тоже неслучайно. Именно в этот день – 29 июня по старому стилю 258 года состоялось перенесение их мощей в Риме.

История празднования на Руси

В Русской Церкви почитать этих апостолов стали сразу после Крещения Руси. Согласно церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни на родную землю икону Петра и Павла, которую впоследствии подарили Новгородскому Софийскому собору. В нем до сих пор хранятся фрески с изображением апостола Петра, датированные XI веком. Примерно к этому же времени относятся настенные росписи, посвященные знаменитым апостолам, в Киевском Софийском соборе.

Первый монастырь в честь этих учеников Христовых был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время начали строить Петровский монастырь в Ростове. А в XIII веке своя Петропавловская обитель появилась в Брянске. Имена Петр и Павел пользовались большой популярностью в Древней Руси, да и сегодня встречаются не реже. Их прославили многие святые – Павел Таганрогский, Петр пустынник, Петр Муромский – супруг святой Февронии, Павел Кессарийский, Павел Византийский. Изображение святых апостолов в иконостасе православного храма стало неизменной и всегдашней традицией.

Иконы

Петра и Павла с самого начала изображали вместе. Сначала в анфас, а потом повернутыми друг к другу. Такой сюжет олицетворят создание Новозаветной церкви, ключи от которой апостол Петр держит в левой руке вместе со свитком, а правую простирает в моленном жесте. Апостол Павел держит в руках книгу как символ учености, ведь из всех апостолов он написал самое большое число посланий – 14, которые по важности своего содержания справедливо называют «вторым Евангелием».Не реже его изображают с мечом, олицетворяющим слово, которым он обличал язычников. Особую известность получили иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные рукой гениального иконописца преподобного Андрея Рублева.

Ключи от рая

Как уже было сказано, Петра на иконах изображают с ключами, которые не только символизируют создание Новозаветной церкви, но и наделяют апостола властью отворять двери рая: «и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19). Считается, что именно апостол Петр будет встречать нас после смерти у дверей рая, но почему именно он? Помня о своем грехе – предательстве Спасителя, он с высокой долей вероятности не осудит нас, грешных, а откроет врата рая для тех, кто приходит с покаянием.

Вот как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст: «Видишь ли человеколюбие доверившего? Помни о ключах. Покайся, пока еще не заперто, потому что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Лк. 5:24). Где грех, там и разрешение от греха. Не думай, что на земле удовольствие, а там покаяние. Здесь разреши, и тогда тебя примет Петр во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь». Все мы призваны к тому, чтобы последовать примеру апостола Петра и покаяться здесь, на земле, чтобы перед нашей душой распахнулись двери Небесных обителей.

Народные традиции

Этот праздник всегда широко отмечался на Руси, ведь он заканчивал один из четырех главных постов, который мог продолжаться от 8 до 42 дней. Названий у него было много – Петрок, Петры и Павлы, Мирская свеча, Красное лето, Петры-рыболовы, Петровки и др. Уже по одному названию можно догадаться, что этот праздник по праву считали своим рыбаки, которые закрывали в этот день весенний и начинали летний рыболовный сезон. В некоторых областях существовала традиция покупать большую восковую свечу – «Петру-рыболову на мирскую свечу» и ставить ее в храме перед образом апостола.

С вечера деревенская молодежь уходила гулять в поля, там молодые люди веселились всю ночь до утра, «карауля солнышко» и встречали рассвет. Все хотели первыми увидеть солнце в этот праздник, которое светило особенно ярко, переливалось разными цветами, как радуга.

 

Петропавловская крепость и собор

В 1703 году в устье реки Невы, на Заячьем острове по приказанию Петра I была заложена крепость, «тое крепость на свое государское именование прозванием Петербург обновити указал». Как водится, сначала ее строили из бревен, а позднее появилось каменное сооружение. Ее бастионы и куртины возвышались на 12 метров в высоту, а в ширину достигали 20 метров. Окружали крепость заполненные водой рвы. В 1924 году она была переведена в ранг историко-революционного музея, а сегодня это филиал музея истории Санкт-Петербурга.

Спустя несколько лет после закладки крепости начали возводить собор святых Петра и Павла. Место выбирал лично Петр I, обозначив его крестом, сложенным из кусков дерна. Изначально церковь также была деревянной, а вот из камня ее возводили по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. По нынешним меркам храм возводили довольно долго – с 1712 по 1733 годы. Первый камень заложил в основание император, а второй – императрица Екатерина.

Колокольня собора сверкает золоченым 34-метровым шпилем, на котором позднее появилась фигура ангела с крестом в руке. Над резным иконостасом работал архитектор Иван Зарудный, а иконы для него писали Андрей Меркурьев и Федор Артемьев. Петропавловский собор хранит в себе многие военные трофеи – знамена, оружие, ключи от взятых крепостей и городов. Здесь же находятся гробницы всех русских императоров, начиная с Петра I. Исключением стали лишь Петр II и Иван Антонович.

Молитва ко святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

О, верхо́внииапо́столе: Пе́тре, ве́рыХристо́войтве́рдыйизобрази́телю, и Па́вле, сладковеща́тельнаяла́стовицауче́нияГоспо́дня! Зрим вас, а́кимноготеку́щую реку́ сказа́нийХристо́выхслове́с, истека́ющую от и́стинных недр Бо́жиих и всю глубину́ кла́дезяи́стинбогооткрове́нных пред на́ми, жа́ждущими их, открыва́ющую. Зрим вас, а́кисвети́ла, с небесе́ то́ки теплоты́ любве́ боже́ственныя нам уясня́ющия: ублажа́ем вас, прие́мших труды́ и по́ты, во е́жевсе́ятиуче́нийбоже́ственныхсе́мена: целу́ем стопы́ ва́ша, обтека́вшия вся концы́ земли́, и в тре́петегрехо́внем зрим главы́ ва́ша, смире́ннопреклоне́нныя к пречи́стымстопа́мГоспо́дним: еди́нагокре́стнымпуте́м (пове́шением) и друга́гоме́чнымусече́нием. Уми́льнопро́сим вас, святи́иапо́столи, сотвори́те и нас в бу́естигрехо́внейпреклоне́нными пред Учи́телемна́шимГо́сподом, сотвори́тего́рдостина́шей главы́ усекнове́ниеуче́ниембогооткрове́нным: глад душе́вный наш да утоли́тГоспо́дьбра́шном, указу́емым с сама́гоне́ба, я́коже Петру́: — ты же, Па́вле, богонасы́щенныйХристо́выхслове́с, потщи́ся и нас до тре́тьягонебесе́ возвести́ твои́минепреста́нными о нас ко Го́сподумоли́твами, да и мы та́мопросла́вим с ли́киа́нгельскими и апо́стольскимиди́внаго во святы́хсвои́х Отца́ вся́ческих и Его́ же посла́л в мир спаса́яй и наставля́яй к жи́зниве́чной, Го́сподаИису́са Христа́, и единосу́щнаго Им Свята́гоДу́ха. Ами́нь.