Православные обычаи при рождении ребенка

Господь завещал нам «плодиться и размножаться», поэтому рождение детей в православной семье – это всегда долгожданное и желанное событие, благословенное Богом. Как много веков назад, так и сегодня оно связано с определенными обычаями и традициями, которые направлены на укрепление семьи и возрастание чада в вере и христианском благочестии.

Основы духовной жизни

С первых мгновений появления ребенка на свет мать понимает, что держит в руках не просто продолжение рода, а того, кто несет в себе образ и подобие Божие. Сам по себе его приход в этот мир не состоялся бы, не будь на это Божьей воли, поэтому прежде всего она возносит Богу благодарение и это же благодарение возносят ее домочадцы – муж, другие дети, родители, молясь за здравие матери и новорожденного. С этого момента семья начинает готовиться к заботе не только о физическом здоровье малыша, но и его морально-нравственном «здоровье», чтобы он рос добрым, милостивым и верующим человеком.

Родители начинают осознавать всю ответственность перед Богом за воспитание своего ребенка в вере и христианском благочестии, и в этом деле они стремятся заручиться поддержкой небесных покровителей – святых, а точнее одного святого или святой. Речь идет о выборе имени для малыша – того же, какое носит выбранный небесный покровитель.

Выбор имени

Когда-то для этого приглашали в дом священника, чтобы совершить обряд благословения ребенка, который известен как «наречение имени». Главным руководством в этом деле служили святцы. Священник выбирал имя, учитывая день рождения ребенка. Чествуемый в этот день или стоящий рядом после дня рождения ребенка православный святой автоматически становился небесным покровителем младенца, давая ему свое имя.

С житием этого святого ребенка знакомили с самых ранних лет. Оно было для него примером и ориентиром, как надо служить Богу. В дальнейшем малыша старались обязательно причастить Святых Христовых Тайн в день его именин, а дома устраивали в честь этого события праздник, накрывая стол и созывая гостей. То есть день именин был главнее и важнее, чем сам день рождения.

Родины

Одним из главных семейных торжеств, связанных с появлением ребенка на свет, были Родины. Обычно их устраивали на второй-третий день после рождения малыша – «после трех бань», как тогда говорили. На Родины в гости к роженице приходили ее подруги, родственницы и другие близкие люди женского пола. По традиции они несли в дар детские вещи, пеленки, другие необходимые для ухода за младенцем вещи. Приняв подарки и поблагодарив, новоиспеченная мама уходила в комнату к ребенку, и дальше застолье продолжалось без нее, под предводительством свекрови.

Послеродовому периоду придавалось в культуре наших предков большое значение. Сегодня необходимость уединения матери и ребенка объясняется с психологической и медицинской точки зрения, а тогда действовали по наитию, понимая, что маме нужен покой для восстановления, а малышу – для адаптации к окружающей среде. Находясь в непрерывном контакте друг с другом, они «настраивались» друг на друга, между ними формировалась тесная и невидимая связь, та самая любовь и привязанность, которая будет сопровождать их до конца жизни.

Крестины

Спустя время семья начинала готовиться к Крестинам. Что касается сроков, то не существовало какого-то определенного момента для совершения этого таинства. Обычно детей крестили на восьмой (мальчиков) или сороковой день, что связано с определенными иудейскими обрядами, существовавшими во времена Ветхого завета. Но если ребенок рождался слабым, его старались крестить как можно раньше, так как верили, что это поможет ему набраться сил, получив мощную защиту и поддержку свыше.

В зависимости от отдаленности церкви от селения, Крещение могло проводиться не только в храме, но и дома. Важным моментом был выбор крестных родителей. Это сегодня их стараются выбирать их числа обеспеченных родственников и друзей, а тогда руководствовались только степенью воцерковленности будущих крестных. Все дело в том, что их основная обязанность – это заниматься духовным возрастанием малыша, прививать ему православную веру и любовь к Богу. Только тот, кто сам является глубоко верующим человеком, может научить этой вере и дитя.

По обычаю приглашал крестных отец новорожденного. Дав свое согласие, крестные начинали готовиться к этому событию: крестный покупал крестик – золотой или серебряный, а крестная готовила крестильную рубашку, а также покупала «ризки» – 3–4 аршина ткани, а еще поясок и полотенце для священника, чтобы утереть руки после погружения ребенка в купель. Не забывали и об иконе – святом покровителе ребенка. Крестильную рубашку было принято бережно хранить, особенно рубашку первенца. Люди верили, что она обладает чудодейственной силой, которая распространяется не только на его владельца, но и других детей. Поэтому, когда они болели, на них надевали крестильную одежду, чтобы она одарила их здоровьем.

После совершения обряда все отправлялись на праздничную трапезу – как тогда говорили «к младенцу на хлеб, на соль, кашу есть», в том числе и священник. Кстати, про кашу – это не просто присказка. Она была главным блюдом стола – обычно гречневая или пшенная, сваренная на молоке и заправленная большим количеством масла. Иногда в нее добавляли мясо птицы – курицы или петуха в зависимости от пола ребенка. Как и на свадьбе, на Крестинах тоже устраивались торги. Кто принес самый дорогой подарок, тот приобретал право угощать гостей. Обычно им становился крестный отец.

К слову сказать, крестные родители дарили подарки не только крестнику, но и друг другу. Крестная преподносила платок, а крестный – деньги. Все остальные приглашенные на трапезу клали свои подарки или деньги на горшок с кашей или особую тарелку, приговаривая «на зубок».

Первое причастие

На следующую литургию после обряда Крещения родители приносили ребенка на причастие Святых Христовых Тайн и продолжали это делать постоянно. Как тогда, так и сегодня православные христиане верят, что без поддержки Господа в воспитании ребенка не обойтись. Вот почему они регулярно ходят в храм на службу, молятся дома, прося у Бога сил и мудрости воспитать ребенка верующим и благочестивым человеком. В тяжелых случаях идут за советом к духовному отцу и просят благословение на то или иное дело. Оно дает им силу и уверенность в том, что они все делают правильно, что их чадо на верном пути.

Дальше его ждут первая исповедь, принятие в мир православной общины, участие в других таинствах церкви, которые призваны помочь ему стать частью большого и любящего сообщества верующих, связанных одной целью – спасением своей души.