Что такое смертный грех? Чем он отличается от обычного?

В христианской религии существуют как обычные, так и смертные грехи. Почему последние называют «смертными», какие грехи к ним относят, и чем они отличаются от обычных?

Духовная смерть

Первым, кто предложил классифицировать грехи по степени их тяжести, был святитель Григорий Великий, а произошло это в 590 году. Но вместе с этой классификацией в Церкви существует и другая, насчитывающая не семь грехов, а восемь страстей. Чем же страсть отличается от греха? Если коротко, то страсть – это уже сформировавшийся навык, как говорят – вторая натура. Грех человек может совершить единожды, а вот страсть так просто не отпускает, заставляя человека снова и снова совершать один и тот же проступок.

Но вернемся к смертным грехам. Всего их семь и называют их так потому, что они вызывают смерть души, отпадение ее от Бога. Собственно, любой грех именно на это и рассчитан – оборвать ту ниточку, которая соединяет нас с Творцом, но смертные настолько страшны по своим последствиям и тяжести, что практически полностью лишают человека шанса на спасение.

Семь смертных грехов

Вот список семи смертных грехов, которые отнимают у нас Царствие Небесное.

Гордость или гордыня

Ее неслучайно называют прародительницей всех грехов. Именно гордыня стала причиной падения ангелов, а еще отпадения Адама и Евы от Бога. Порабощенного этим видом греха человека очень трудно направить в русло спасения, потому что погибающим он себя не считает. Как часто сегодня можно услышать от людей «я самодостаточный», «я сам себя сделал», «мне никто не указ». Покаяние для них невозможно в принципе, ведь они считают себя непогрешимыми, во всем идеальными и, в принципе, ничем не хуже других.

Любостяжание или алчность

Считается, что это прерогатива богатых, которым «все мало», но этот духовный недуг не зависит от материального положения и уровня доходов. Как бедный, так и богатый может работать все больше, чтобы больше получать, стремиться к накоплению, собирательству предметов искусства и т.п. На первый взгляд нет ничего плохого в том, чтобы зарабатывать больше. В той или иной степени это присуще каждому из нас, но алчный ставит богатство на пьедестал и поклоняется ему, как кумиру. Весь смысл своей жизни он кладет на то, чтобы приобретать, а все остальное отходит для него на второй план.

Блуд

Сегодня этот грех не то что за смертный, за самый обычный не считают. Стремящиеся создать пару полагают, что нет ничего плохого в том, что они ищут, выбирают, да и вообще, разве это плохо, ведь я просто хочу быть счастливой/счастливым! Но незнание закона не освобождает от ответственности. Как бы ни называли частую смену половых партнеров – поиском своей второй половинки или как-то еще, суть от этого не меняется. Это блуд, а измена в браке – это прелюбодеяние, которое уклоняет человека от исполнения Божьей воли. Господь не говорил, что интимная связь между мужчиной и женщиной – это плохо. Напротив, он завещал «плодиться и размножаться», но в законном браке.

Зависть

Нередко ее называют «двигателем прогресса», что вполне оправдано. Мечтая о такой же машине, как у соседа, мы занимаемся саморазвитием, самосовершенствованием, самообразованием, ищем работу получше. Беда только в том, что та же зависть толкает нас на страшные поступки: подставы коллег, распространение сплетен, домыслов и даже убийство. Зависть всегда идет рука об руку с гордыней. Ведь завидуем мы потому, что считаем других недостойными тех благ, которые они имеют. В сердце завистливого человека не сможет поселиться Божья благодать, ведь она есть любовь, а он никого не любит и не способен порадоваться за другого.

Чревоугодие или обжорство

Казалось бы, ну а оно то почему смертным грехом является, ведь пища нужна нам для поддержания жизнедеятельности, без нее мы умрем. Беда в том, что мы потребляем гораздо больше, чем необходимо нашему организму, а повальная эпидемия ожирения по всему миру является тому подтверждением. Кроме того, этот грех может проявляться в увлечении изысканными блюдами, гурманстве. И в том, и другом случае еда перестает быть средством для поддержания жизни, а превращается в вожделенную страсть, того же самого идола.

Гнев

На самом деле гнев является естественным свойством нашей души, но Господь дал нам способность гневаться, чтобы мы отвергали от себя все плохое, скверное, греховное. Но человек, как водится, извратил эту способность и обернул ее против ближних людей. Гнев – это порождение гордыни, ведь обычно человек впадает в гнев, когда что-то идет не по его плану, не так, как ему хочется. Обиды, ругань, оскорбления, крики, драки и убийства – все они совершается в порыве гнева. Есть такое понятие, как «праведный гнев», когда человек восстает против несправедливости, но при этом не лишним будет вспомнить, что христианство – религия не справедливости, а милости и сострадания.

Уныние

Апостол Павел призывал последователей Христа никогда не унывать и всегда радоваться, а мы вместо этого унываем. Унываем, когда болеем, унываем, когда не можем найти вторую половинку, унываем, что нет для нас достойной работы – нам всегда чего-то не хватает. Сегодня все большее распространение получила такая психическая болезнь, как депрессия, но в большей части случаев это проблема не медицинская. Это пустота в душе, которую человек стремится заполнить, но не может. На самом деле земными удовольствиями заполнить ее нельзя. Она заполняется только Божественной благодатью.

Чем смертный грех отличается от обычного?

Нередко люди думают, что главное – это не совершать смертных грехов, ведь они гарантированно отлучают его от Царства Небесного, ну а простые, как принято говорить, «мелкие» грехи Господь простит, не «заметит». Действительно, ставить на чашу весов убийство и осуждение как-то язык не повернется, но опасность мелких грехов состоит в том, что при накоплении каждого по чуть-чуть, вместе они создают такую тяжесть, что вполне способны перевесить на чаше весов какой-то из перечисленных смертных грехов.

Всякий грех, будь он маленький или большой, отделяет человека от Бога. Ведь и обычный грех, если он превращается в страсть, например, осуждение, когда человек мимо другого пройти не может, чтобы вслед какую-нибудь гадость не сказать, может повлечь за собой тяжкие последствия. Мы не говорим необратимые, потому что любой, даже самый страшный грех можно смыть с души, если покаяться в нем. Вот почему святые отцы говорят, что «смертный грех – это грех нераскаянный». Господь милостив и может простить все, если человек поймет, что он поступает неправильно, что так делать нельзя. Пока он этого не поймет, грех – простой ли, или смертный, будет все дальше уводить его от Бога, толкая в бездну.