Сретение Господне

15 февраля Православная Церковь отмечает один из главных праздников церковного года – Сретение Господне. Он относится ко двунадесятым и непереходящим, то есть его дата никогда не меняется. Не все люди знают, что такое «сретение», так что пришло пора восполнить этот пробел.

Что такое «Сретение»?

«Сретение» в переводе с церковнославянского означает «встреча». Если вы точно помните день, когда обратились к Богу, то есть пришли к Нему, то вы можете с уверенностью отмечать его как свое личное сретение. Если вы пока еще по-настоящему воцерковленным себя не считаете, то ваше сретение еще впереди. Вот также его ждал один весьма почтенный старец, которого мы сегодня знаем как «Симеона Богоприимца». Он относился к одному из семидесяти двух ученых, кому было поручено перевести Священное Писание с иудейского на греческий язык.

Симеон взялся за это дело с основанием и прочитанные в Евангелие слова о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» посчитал, как бы это сегодня сказали, опечаткой. Действительно, дева, то есть девственница, родить никак не может, а посему он решил эту опечатку исправить на «жену». В тот же момент пред ним явился ангел и запретил это делать. Более того, небесный посланник уверил Симеона, что он не умрет, пока лично не убедится в истинности пророчества.

Встреча с Богом

В те времена в иудейской традиции новоиспеченным родителям было положено приносить в храм очистительную жертву. Если у пары родился мальчик, то надлежало явиться в храм на сороковой день и принести жертву всесожжения – годовалого ягненка и жертву оставления грехов – голубицу. Бедным семьям разрешалось заменить ягненка голубкой, то есть общая жертва составляла «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, в храм с первенцем мальчиком надлежало явиться и для того, чтобы пройти обряд посвящения Богу. Так иудеи символически выполняли закон Моисея, установленный в память исхода евреев из Египта. Мария была не обязана приносить очистительную жертву, так как ее зачатие было непорочным, но по своему смирению она решила не нарушать принятого обычая и принесла в храм своего сына вместе с двумя голубками.

Здесь и произошло то, что мы сегодня называем «сретением», то встреча Ветхого Завета и Нового, древнего мира и христианства. По наущению Святого Духа в этот день в храм пришли два человека – старец Симеон и пророчица Анна. Первый сразу узнал младенца, взял его на руки и с радостью воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). По преданию, на момент встречи со Христом Симеону исполнилось более 300 лет. Теперь он был готов отойти к Богу, умереть со спокойной душой, зная, что в мир пришел Тот, кого его народ, и он сам так долго ждали.

Анна-пророчица также оказалась в храме в этот день неслучайно. Узнав о рождении Спасителя, она должна была рассказать об этом всем, ведь ее в городе хорошо знали, к ней прислушивались и почитали за благочестие и духовные труды.

История и главный обычай праздника

Праздник Сретения имеет древнейшую историю, а первые проповеди в этот день произносили перед народом такие святители, как Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Григорий Богослов. На христианском Востоке в этот день совершали торжественную литургию, откуда эта традиция распространилась по всему христианскому миру.

Есть у этого праздника и особый обычай – освящать церковные свечи. Мы позаимствовали его у католиков, которые совершали в этот день крестный ход с зажженными светильниками. Освященные сретенские свечи хранят за иконами иконостаса и используют в домашней молитве.

Иконы сретения

Икона Сретения Господня воспроизводит главный сюжет праздника, изображая праведного Иосифа Обручника, Деву Марию с Богомладенцем на руках, Симеона Богоприимца и Анну-пророчицу. Одно из древнейших изображений Сретения датировано первой половиной Vвека. Речь идет о мозаике триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Фреска XII века украшает Кирилловскую церковь в Киеве, а другую этого же времени можно увидеть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде.

Некоторым особняком от этого сюжета стоит икона Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоновопроречение», но имеющая непосредственное отношение к этому празднику. Дело в том, что обращаясь в тот день к Деве Марии, Симеон предрек ей страшные душевные страдания, когда сказал, что «тебе самой оружие пройдет душу». На иконе это оружие – стрелы пронзают сердце Богоматери.

Современная традиция крещения детей

Сегодня мы уже не приносим очистительную жертву в храм, но спешим покрестить появившегося на свет ребенка. Как бы в солидарность с древней традицией верующие стараются сделать это на сороковой день, когда на таинстве уже может присутствовать и мама малыша. Выслушав от священника очистительную молитву, она уже может с полным правом прийти на следующую литургию и причастить ребенка Святых Христовых Тайн, а также причаститься самой.

Народные традиции Сретения

Как это нередко бывает, в народных традициях этого праздника можно найти как языческие, так и церковные корни. Большая их часть связана с бытом, ведением хозяйства, ведь для людей того времени это имело огромное значение. Сретение для простого народа символизировало встречу зимы с весной, что породило немало пословиц и поговорок: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние потуги зимы в виде морозов и первые весенние оттепели называли «Сретенскими».

Люди уже начинали потихонечку готовиться к весне – переводили скотину из хлева в загон, подготавливали семена к посеву, белили садовые деревья. Соскучившаяся за зиму по гуляниям молодежь начинала все чаще выходить из дому на улицу.

Молитва в праздник Сретения

Го́сподиИису́се Христе́, Единоро́дныйСы́не и Сло́веБо́жий, дре́вле во проро́цехви́денный, я́кожезерца́лом в гада́ний, в после́док же дни́йси́хпло́тию от Пресвяты́яДе́выМари́инетле́ннорожде́нный и в четыредеся́тныйде́ньсе́й во Святи́лище во сре́тение всему́ ми́ру от Тоя́, я́коМладе́нецруконоси́м, явле́нный и во объя́тияхпра́веднагоСимео́на во спасе́ниевсе́мсу́щим от Ада́маноси́мый! Ко́льпресла́вно и пресве́тло Твое́ на руку́ Богома́тери во хра́мГоспо́деньпринесе́ние и от свята́госта́рцаБоже́ственноесре́тение Твое́! Дне́сь небеса́ веселя́тся и ра́дуется земля́, я́кови́денабы́шаше́ствия Твоя́, Бо́же, ше́ствияБо́гана́шего Царя́, И́же во Святе́м. Дре́влеМоисе́йвосхо́дитви́детисла́ву Твою́, но не возмо́жеуви́дети лица́ Твоего́, зане́ яви́леси́ ему́ то́чиюза́дняя Своя́. В пресве́тлый же де́ньсе́йсре́тения Твоего́ Ты́ яви́леси́ Себе́ челове́ком во святи́лище, сия́янеизрече́ннымСве́том Божества́, да вку́пе с Симео́номви́дятТя́ лице́м к лицу́ и рука́ми да ося́жутТя́, и восприе́мши во объя́тия своя́, да позна́ютТи́ Бо́га во пло́типрише́дша.

Сего́ ра́дипрославля́емнеизрече́нноеснисхожде́ние и ве́лиечеловеколю́бие Твое́, я́коприше́ствиемТвои́мдарова́леси́ ны́ненебе́снуюра́достьпа́дшемудре́влеро́дучелове́чу: Ты́ бопра́веднымсудо́мСвои́мизгна́леси́ прароди́телина́ши из рая́ сла́дости в ми́рсе́й, ны́не же поми́ловалеси́ на́с и па́киотве́рзлна́мра́йскияоби́тели и обрати́леси́ пла́чна́ш на ра́дость, да па́дшийАда́м к тому́ уже́ да не стыди́тся Тебе́ за преслуша́ние и да не бу́детскрыва́тися Лица́ Твоего́, Тобо́юпризыва́емый, я́ко Ты́ прише́леси́ ны́не, да во́змеши на Себе́ гре́х его́, да омы́еши его́ Свое́юкро́вию и да облече́ши его́ на́гасу́ща в ри́зуспасе́ния и оде́ждувесе́лия и украси́ши его́, я́коневе́стукрасото́ю.

На́м же все́мБоже́ственное Твое́ сре́тениевоспомина́ющим, сподо́би с му́дрымиде́вамиизы́ти на сре́тение Твое́, Небе́сному Жениху́ на́шему, с горя́щимисвети́льникамиве́ры, любви́ и чистоты́, да улицезри́моча́миве́рыБоже́ственное Лице́ Твое́, да восприи́мемТя́ в душе́вныяобъя́тия своя́, и да понесе́мТя́ в се́рдцесвое́м во вся́ дни́ Живота́ своего́, да бу́дешина́м в Бо́га и мы́ в лю́дие Твои́. В после́дний же и Стра́шныйде́ньприше́ствия Твоего́, егда́ вси́ святи́иизы́дут на после́днее и вели́коесре́тение Твое́ на возду́се, сподо́би и на́мусре́стиТя́, да та́ко всегда́ с Го́сподомбу́дем. Сла́вамилосе́рдию Твоему́, Сла́ваЦа́рствию Твоему́, Сла́васмотре́нию Твоему́, Еди́неЧеловеколю́бче, я́ко Твое́ е́стьЦа́рство, и Си́ла, и Сла́ва со Безнача́льнымТвои́мОтце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щимТвои́мДу́хомны́не и при́сно, и во ве́кивеко́в. Ами́нь.