Рождество честного славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

Святой Иоанн Креститель был и остается самым почитаемым святым среди всего сонма пророков, праведников, преподобных и мучеников, просиявших в мире. Так о нем говорил сам Иисус Христос: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). 7 июля Православная Церковь празднует рождество предтечи – то есть того, кто предсказал приход Мессии.

Выбор имени для пророка

Родителями будущего крестителя Господня были праведные Захария и Елисавета, которые жили в Хевроне – горнем граде колена Иудова. Елисавета была сестрой святой Анны – матери пресвятой Богородицы. Захария был священнослужителем в Иерусалимском храме. К моменту зачатия пара находилась уже в преклонных летах и не верила, что Господь сподобит их стать родителями. Но однажды во время службы священнику Захарии явился ангел и предсказал скорое рождение у него сына, которого надлежит назвать Иоанн. Вполне естественно, что Захария не поверил посланнику, ведь он был уже очень стар, а жена его была бесплодна, но за такое неверие Богу ангел наказал его немотой.

В положенный срок Елисавета родила сына, причем она также по наущению Святого Духа знала, каким именем следует наречь мальчика. В те времена это имя было не очень распространенным, да и в роду праведной четы не встречалось, поэтому собравшиеся на таинство обрезания младенца священнослужители решили переспросить Захарию, какое имя он решил дать ребенку. Священник написал его на листочке бумаги, и тот же момент возможность говорить вернулась к нему.

Бегство в пустыню

Через 6 месяцев после рождения Иоанна на свет появился Иисус Христос – конкурент за власть, каким его считал царь Ирод. Желая избавиться от Богомладенца, он велел истребить в округе всех детей в возрасте до 2-х лет, что вынудило праведную Елисавету бежать с сыном в пустыню, спасаясь от преследователей. Там она вскоре умерла, а мальчик жил в одиночестве, хранимый Господом. В Евангелие от Марка сказано, что он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясывался кожаным поясом, а питался диким медом и акридами. По одной версии – саранчой, а по другой – стручками растений, которые в те времена перетирали в муку и пекли из них лепешки.

Иоанн провел в пустыне 30 лет, прежде чем вышел на проповедь, призывая людей покаяться перед приходом Мессии. Он поражал окружающих своей аскетичностью, своими грозными и осуждающими речами. К слову сказать, многие из учеников Спасителя сначала были учениками Иоанна, а узнав, кем на самом деле является Иисус Христос, стали последователями и ближайшими соратниками Спасителя.

Крещение Иисуса Христа в реке Иордан

На реке Иордан в те времена иудеи совершали религиозные омовения, а пришедший к берегу Иоанн начал крестить людей в водах во оставление грехов. Сюда же явился и Иисус Христос, чтобы также креститься. Сначала Иоанн отказывался сделать это, так как считал себя недостойным крестить Мессию, но Спаситель уговорил его, сказав, что «… так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).

Смерть пророка и крестителя Иоанна

Жесткий и суровый, Иоанн открыто обличал людей в их грехах, не разбирая, кто это – простолюдин или царь. Правителя Ирода он осуждал за то, что тот сожительствует с женой брата Иродиадой. Конечно, им это не нравилось, и Иродиада задумала погубить пророка. На день рождении Ирода ее дочь Соломея удивила гостей откровенным танцем, который всем так понравился, что разомлевший Ирод пообещал девушке все, что она пожелает. Мать подговорила ее просить голову Иоанна Крестителя на блюде. Ирод не посмел отказаться от своего слова, и голова пророка была преподнесена заговорщицам.

К слову сказать, в память об этом событии установлен еще один праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Вообще память этого святого Церковь празднует целых 6 раз в году, чествуя его зачатие 6 октября, рождество 7 июля, усекновение главы 11 сентября, Собор Иоанна Крестителя 20 января, первое и второе обретение его главы 9 марта и перенесение его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину 25 октября.

Иконы и святые мощи

На иконах святого Иоанна Крестителя обычно изображают в одежде из верблюжьей шкуры, поверх которой накинут тканый хитон, то есть накидка. Правую руку святой держит в благословляющем жесте, а в другой сжимает свиток, символизирующий призыв к покаянию. Одним из самых распространенных типов иконографии является усекновение главы. Тогда Иоанна Крестителя изображают с блюдом в руках, на котором лежит его глава. Кроме того, отличительной чертой образа являются крылья за спиной.

Мощи пророка покоятся в Кафедральном соборе города Генуя в церкви святого Лаврентия. Это главная святыня Италии, но приложиться к мощам в раке возможности у верующих нет. А вот лицевая часть главы в специальном драгоценном ковчеге хранится в соборе Амьенской Богоматери в Амьене, Франция.

Народные традиции

В сознании русского народа Рождество Иоанна Крестителя тесно переплетено со славянским языческим праздником Ивана Купалы. В этот день праздновали летнее солнцестояние – 21 июня по старому стилю, и с течением времени он наложился на день рождества Иоанна Крестителя 24 июня по старому стилю или 7 июля – по новому. Кроме того, у этих праздников совпадают имена, а святой Иоанн к тому же был «купателем», «погружателем» крещаемых в воду.

Поэтому нет ничего удивительного, что большинство обрядов было связано с водой, а еще травами и огнем. До захода солнца надо было обязательно искупаться в реке, а ближе к закату, когда темнело, наши предки разжигали костры, прыгали через них парами, дурачились, веселились. Считалось, что чем выше прыгнешь, тем больше счастья пошлет Господь. В этот день было принято опахивать сельские дороги, чтобы открыть путь сватам, или прокладывать борозду к дому молодого человека, чтобы побудить его пойти свататься.

В ночь Ивана Купалы все стремились увидеть, как цветет папоротник. Он раскрывал свои бутоны только на несколько часов, так что следовало поспешить, ведь увидевший это человек приобретал паранормальные способности – мог разговаривать с животными, становиться невидимым, повелевать стихиями. Конечно, это всего лишь красивая легенда, но желающие увидеть цветение папоротника находятся и сегодня.

В Европе рождество Иоанна Крестителя также отмечают с размахом. Особое распространение праздник Сан-Хуан получил в каталонских землях Испании, а переводится он как «Костры святого Иоанна Крестителя». Европейцы также разжигают большие костры и веселясь, прыгают через них. В эту ночь принято есть пирог из тунца и свежие плоды инжира. Стоит заметить, что Православная Церковь не одобряет участие в подобных мероприятиях, считая их ничем иным, как идолопоклонством. Еще больший вред своей душе можно причинить, если заниматься гаданием и ворожбой в этот день.

О чем молятся?

Вполне естественного, что призывающего к покаянию ярого аскета просят о наставлении на путь исправления, помощи в борьбе с собственными страстями и грехами. Его просят об укреплении в вере, исцелении от различных недугов, ниспослании детей. Сам Иоанн не имел жены и детей, но был дан Богом престарелым родителям, поэтому его можно просить о даровании ребенка.

Крести́телюХристо́в, пропове́дничепокая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но, совокупля́яся с во́иНебе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия беды́ впа́дшаго, утружде́ннагобу́рнымипо́мыслы ума́ моего́. Аз боесмьверте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вномуобы́чаю, пригвожде́нбо есть ум мой земны́мве́щем. Что сотворю́, не вем, и к кому́ прибе́гну, да спасе́набу́дет душа́ моя́, то́кмо к тебе́, святы́йИоа́нне, благода́титезоимени́те, я́котя пред Го́сподем, по Богоро́дице, вембо́льшабы́тирожде́нных всех: ты босподо́билсяеси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнцаБо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в первыйна́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телюХристо́в, честны́йПредте́че, кра́йнийпроро́че, пе́рвый во благода́тиму́чениче, по́стников и пусты́нниковнаста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жнийдру́жеХристо́в, тя молю́, к тебе́ прибега́ю, не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́вимя, па́дшагосямно́гими грехи́, обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ковторы́мкреще́нием, поне́же обоего́ нача́льникеси́, креще́ниемомыва́яй грех, покая́ние же пропове́дуяй во очище́ниекого́ждо дел скве́рных; очи́стиу́бомя, грехми́ оскверне́ннаго, и пону́дивни́ти, а́може ничто́ же скве́рновхо́дит, в Ца́рствиеНебе́сное, Ами́нь.